Параскево-Вознесенский женский монастырь — возрождающаяся святыня нашего Отечества. Монастырь расположен в селе Пайгарма. По преданию, на месте основания монастыря чудесно явился образ св. мц. Параскевы в 1865 году. Сначала здесь была построена часовня, а затем на средства благотворительницы Киселевой и некоторых крестьян основана в 1866 г. женская община. В 1884 г. община получила статус монастыря.
В обители были построены Успенский собор и храм во имя Вознесения Господня. Образ св. мц. Параскевы , написанный в XIX веке на Афоне, с частицей ее мощей был главной святыней монастыря и почитался как чудотворный. Эта угодница Божия имеет особую благодать в устроении семейной жизни, ее также считают покровительницей торговли. При монастыре был устроен приют для детей-сирот духовного звания и гостиница для паломников.
К родникам, а их в монастыре три — великомученицы Параскевы, Николая Угодника и преподобного Серафима Саровского — можно спуститься крутой тропой и лестницей. Два источника — великомученицы Параскевы и святителя Николая — богаты железом.
Источник преподобного Серафима Саровского совсем другой, емкость его окрашена зелеными малахитовыми разводами, и вкус отдает минеральными солями.
Известно немало случаев, когда немощные люди, искупавшись в целебных источниках, исцелялись от, казалось бы, неизлечимых болезней.
В 1918 году в монастыре разместили госпиталь для красноармейцев, и с той поры военные занимали там все больше места, а монахини — все меньше, пока их совсем не выселили.
Монастырь вновь открыт 18 июля 1994 г.
Ранее обитель принадлежала Пензенской епархии.
Иоанно-Богословский мужской монастырь, с. Макаровка
Иоанно-Богословский мужской монастырь является выдающимся памятником архитектуры XVII-XVIII века. Его составляют: летний собор Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (1704), колокольня высотой 36 м. (1720-.), зимняя отапливаемая церковь Михаила Архангела (1702 г.), а также церковь иконы Божией Матери «Знамение» (начала XVII в.)
Из всего ансамбля храмового комплекса до наших дней в первозданной красоте сохранились Собор Иоанна Богослова и колокольня. Церкви Михаила Архангела, иконы Знамения Божьей Матери, ограда с башнями — всё это восстановлено по рисункам, фотографиям, раскопкам, архивным документам работниками Министерства культуры Республики Мордовия.
В 1946 г. верующим вернули Иоанно-Богословский Собор, а в 1961 году храм снова был закрыт. С 1969 года в Макаровке начались продолжительные по времени реставрационные работы (вплоть до середины восьмидесятых годов). В 1987 году жители с. Макаровки при содействии верующих из сёл Луховки, Куликовки и Солдатского через Святейшего Патриарха Пимена (1990г.) сумели вытребовать Иоанно-Богословский Собор и колокольню для проведения Богослужений. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году новообразованной Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году — Михайло-Архангельская. Восстановленный дом помещиков Полянских стал летней резиденцией Архиепископа.
В 1994 г. по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского Иоанно-Богословский мужской монастырь был открыт.
Наместником новообразованной обители стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир). C января 2001 г. в связи с тяжёлой болезнью архимандрита Владимира обитель возглавил игумен Лазарь (Гуркин) известный в Мордовии по восстановлению знаменитого Чуфаровского мужского монастыря. В течение года вокруг него собрались опытные иеромонахи из нескольких монастырей Мордовии разного возраста желающие поработать Господу.
3 августа 2000 г. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в рамках двухдневного визита в Мордовию посетил Макаровский монастырь, где осмотрел храмовый комплекс, и, отвечая на приветственную речь наместника монастыря архимандрита Владимира (Чеботарёва), преподал с амвона Первосвятительское благословение братии, а затем вместе с руководством республики принял участие в торжественном приёме в резиденции Архиепископа Варсонофия.
Событием огромной важности для монастыря явилось освящение 21 ноября 2002 года зимней церкви Архангела Михаила. За тот год удалось при финансовой поддержке благодетелей отреставрировать этот храм, оставшийся после музейных работников в самом плачевном состоянии. Особую радость доставило братии и местным жителям то, что храм был возвращён Церкви ровно на свой трёхсотлетний юбилей. Теперь в нём ведутся ежедневные Богослужения и совершается Литургия.
В 2002 г. был создан проект по строительству полноценного монастырского комплекса с трапезной, игуменским и административным корпусами. К осени 2003 г. было завершено возведение благоустроенного двухэтажного братского корпуса, территория обители была обнесена каменным забором, отреставрирован купол и вся верхняя часть Иоанно-Богословского Собора.
За лето 2004 г. стараниями Владыки Варсонофия при финансовой поддержке Правительства Республики Мордовия и его Главы Н.И. Меркушкина удалось полностью отреставрировать фасады и заменить всю кровлю на территории храмового комплекса монастыря. К осени 2004 г. будут закончены все внутренние отделочные работы в храме иконы Божьей Матери «Знамение», в планах на 2006 г. — строительство гостиницы для паломников.
Отличительной особенностью нашей обители является строго Уставное храмовое Богослужение, монастырские священники исправно и по Уставу совершают все необходимые для местного населения Церковные Таинства, а также пастырским словом помогают приходящим в обитель людям решать насущные вопросы духовной жизни. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» о страждущих пьянством и наркоманией.
В настоящий момент в братии монастыря состоит двадцать монахов и несколько послушников . Помимо игумена Лазаря, самыми известными насельниками обители являются схиархимандрит Питирим (Перегудов), воспитанник Свято–Успенской Почаевской Лавры, старец строгой монашеской жизни, и духовник монастыря схиигумен Феофан (Даньков), который несёт подвиг духовного окормления не только братии, но и приезжающих в монастырь многочисленных паломников из всех уголков России.