14 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к его участникам с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Сердечно приветствую и поздравляю вас с воскресным днем. В этот день мы совершили рукоположение нового архипастыря Русской Церкви для несения послушания в Казахстане, для того чтобы и в этой стране укреплялось Православие, развивалось, во имя спасения людей, преданное Церкви и жертвенное пастырство.
Сегодняшний день отмечен замечательным чтением из послания к Ефесянам святого апостола Павла. Апостол призывает верующих быть достойными того звания, к которому они призваны, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Эти слова употребляются очень часто, но, наверное, мы редко пытаемся проникнуть в их смысл. Что означает «единство духа»? О каком духе говорит апостол Павел? В следующей строке мы читаем, что тело едино и един дух (Еф. 4, 4), и это помогает нам понять, что апостол говорит о Духе Святом, Который пребывает в теле Церкви. Мы должны быть едины в Духе Святом.
А когда достигается это единство в Духе Святом? Тогда, когда мы пребываем в союзе мира. Этот союз мира дарует верующим людям огромную силу, потому что в единстве наша сила. Когда разделяется царство, оно исчезает из истории (см. Мк. 3, 24). Именно потому враг рода человеческого так часто насылает разного рода искушения и соблазны на верующих людей — чтобы разделить Церковь Божию, чтобы лишить нас союза мира, чтобы мы утратили единство в духе.
Но единство в духе, осуществляемое на невидимом для человека мистическом, духовном уровне, имеет некое рациональное выражение. Собственно говоря, все, что делает человек, он осмысляет, а осмысляя, способен выразить. Так и это непостижимое единство в Духе Святом обретает совершенно конкретное выражение в единомыслии. Единый дух является нам в исторической жизни Церкви как принадлежность всех чад Церкви единой системе ценностей, которую начертал Сам Бог. Именно для того чтобы лишить людей этого совместного исповедания, этого совместного труда во имя утверждения Божественных ценностей в своей жизни и в жизни всего мира, враг рода человеческого и разделяет христиан, разделяет Церковь, пытаясь отделить от нее хоть какие-то части, чтобы помрачить саму способность Церкви Божией нести миру свидетельство об этих непреходящих Божественных ценностях.
Иногда нас спрашивают: а что же это за ценности? Мы, конечно, перечисляем ценности десяти заповедей, ценности заповедей блаженств, пытаясь конкретизировать это понятие, сделать его понятным для людей. Но, наверное, величайшую ценность, которую Бог дал людям, трудно выразить рационально и сформулировать словами. Речь идет о некоем Божественном мериле правды, о некоем безошибочном критерии истины, который Бог дал Церкви Своей, народу Своему. Применяя это мерило, каждый может в точности определить, что есть правда, а что — ложь, что есть добро, а что — зло, как бы ни мимикрировало зло под добро, как бы ни скрывалась ложь в приемлемой внешней форме, рядясь в одежды правды.
То, о чем мы сейчас говорим, отталкиваясь от удивительных слов апостола, имеет прямое отношение к нашему времени, потому что именно в наше время, когда расплывается всякое представление о том, что есть добро и что зло, когда предлагается множество разных мерил и критериев, определяющих, что хорошо и что плохо, — человеку так легко заблудиться и потерять правду Божию, вечную правду. Наверное, потому и направлены стрелы врага рода человеческого на Церковь — именно для того чтобы, потеряв союз мира, мы не могли сохранять единство духа и не могли это единство духа, это Божественное мерило правды передавать всему роду человеческому.
Поэтому, когда мы говорим о сохранении церковного единства, мы говорим не только о сохранении единства церковного управления и уж тем более не о масштабах церковной власти. Мы говорим не о единстве церковной бюрократии и не о том, что имеет отношение к естественному делопроизводству, осуществляемому в рамках Церкви, — ибо Церковь живет в этом мире. Мы говорим о духовном, великом, непостижимом и мистическом, что имеет прямое отношение к спасению всего рода человеческого, спасению мира.
«Единство духа в союзе мире» — это заповедь апостола, это его горячий призыв, без осуществления которого мы никогда не будем достойны того призвания, которое Бог обратил к нам. «Умоляю вас, братья», — говорит апостол Павел. Он говорит нам сквозь века, он обращается сегодня ко всем людям — и в Церкви, и вне Церкви; он просит, он умоляет нас сохранять единство духа в союзе мира.
Мы сегодня рукоположили нового епископа, который вместе со всем епископатом будет нести особую ответственность за это великое делание — сохранение единства духа в союзе мира. Но епископат Церкви нашей нуждается в особой молитвенной поддержке всего верующего народа. За каждым богослужением Церковь молится о Патриархе и о местном епископе, потому что единство епископата, его солидарное служение Богу, его мужество и терпение являются непременным залогом сохранения самой способности блюсти единство духа в союзе мира.
И сегодня, молясь за вновь рукоположенного архиерея, мы молились о всем епископате Церкви нашей, о всем епископате Церкви Вселенской, чтобы Господь укрепил каждого в отдельности и всех вместе в твердом стоянии в вере, в сохранении единства духа в союзе мира, и чтобы у архиереев хватало мужества и силы любовью и справедливостью управлять стадом Божиим, дабы ограждать Церковь от всяких разделений и соблазнов. Пусть призыв апостола Павла, который идет от Самого Господа и Спасителя, вдохновляет всех нас, весь народ Божий, на хранение единства духа в союзе мира.
Я хотел бы сердечно поздравить Высокопреосвященных и Преосвященных владык с сегодняшним замечательным событием — с принятием в нашу семью нового архипастыря, и пожелать вам, дорогие владыки, помощи Божией в вашем служении Церкви, так же, как и всем отцам, монашествующим, всем тем, кто посвятил жизнь свою служению Церкви. Но более всего я желаю вам, мои дорогие братья и сестры, а в вашем лице — всему народу Божию, всем, кто принял Христа в сердце своем, сохранять великое мерило правды Божией и истины в Духе Святом, принадлежа Церкви с полным сознанием того, что эта принадлежность открывает человеку путь в Царствие Божие. Аминь.
С праздником всех вас, дорогие мои!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси