В праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства, всечестная матушка игумения Феофания, дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В этот же день празднуется память преподобной Матроны, имя которой носила святая блаженная Матрона Московская, почивающая своими чудотворными мощами в этой святой обители. Мы также празднуем юбилей со дня основания святой обители и 15-летие со дня ее возрождения.
За 15 минувших лет, как справедливо сказала матушка игумения, по молитвам Матронушки Московской великие чудеса совершились на этом месте, и был не только возрожден во всем благолепии Покровский монастырь, но что самое главное, это место стало святым местом Москвы, всей России и всего православного мира. Сюда ежедневно стекаются тысячи паломников, что свидетельствует о великой вере людей и свидетельствует о том, что здесь они получают просимое по молитвам своим. Не может человек приходить туда, где не чувствует ответа, где не чувствует помощи, если он такую помощь просит. И это множество паломников является в нашем современном обезбоженном мире ярким свидетельством живой веры.
Пусть же люди, которые еще не имеют эту веру в сердце, задумаются, проходя мимо Покровского монастыря и видя бесконечную вереницу людей, идущих к Матронушке Московской. Ведь это не предрассудки, не заблуждения, но яркий пример живого религиозного опыта. Именно наш собственный опыт соприкосновения с Богом, со святыми является величайшим основанием нашей веры; а вера призвана изменять нашу жизнь.
Сегодня во время Литургии было прочитано несколько стихов из 5-й главы Первого послания к Тимофею апостола Павла. В этом послании и, в частности, в этой главе говорится о вдовицах. Вдовицы в древней Церкви, в раннехристианской общине занимали то место, которые сегодня занимают монахини. Было много вдовиц по обстоятельствам жизни, когда женщины лишались супруга; но только немногие из них благословлялись стать вдовицами церковными, которые переходили на послушание христианской общине. И апостол Павел говорит о том, что не каждую из вдовиц следует благословлять на это служение, но только тех, которые украшены добродетелями. Апостол пишет как о добродетелях, которые имеют многие женщины, так и о грехах женских — о болтливости, об осуждении, о зависти и о многих других, которые часто поражают именно женскую душу.
Но среди всех этих замечательных слов апостола я бы хотел сейчас особо выделить слова, которые в первую очередь относятся к женщинам, матерям, вдовам, но относятся также и к мужчинам, к каждому христианину. Апостол говорит: «если кто не заботится о ближнем, особенно о домашних своих, то он отступник от веры и хуже неверного» (см. 1 Тим. 5, 8).
Почему же такой человек хуже неверного? А потому, что люди, даже будучи неверующими или язычниками, заботятся о своих родных. Бог вложил в нас этот инстинкт — и не только в людей, но даже в животных. Посмотрите, как звери ограждают и защищают своих детенышей, как маленькие птички готовы идти на смерть, чтобы защитить птенцов. Бог вложил это поразительное чувство в каждую мать и в каждого отца, чтобы продолжалось потомство. Поэтому и люди неверующие, движимые этим врожденным чувством, заботятся о домашних, заботятся о ближних своих. А уж если кто из верующих людей не заботится ни о ближних, ни о домашних, то, действительно, по слову апостола, он хуже неверного.
А где в первую очередь мы должны приобретать навык нашего христианского доброделания? Конечно, у себя в семье — в отношении мужа или жены, детей, братьев, сестер. В этом самом близком кругу человек и отрабатывает навыки христианской жизни; здесь-то он и становится христианином, почему и называют семью малой Церковью, ибо в семье начинается спасение. Вот почему великим грехом является разрушение семьи. Супружеские измены, разводы, сироты при живых родителях — все то, что стало, чуть ли не нормой нашей общественной жизни и нашей общественной морали, — все это против Божиего замысла, и поступающий так человек есть отступник от веры и хуже неверного.
Вот почему, если кто-то совершил некогда этот грех, то он должен постоянно каяться в нем, сознавать свое преступление перед Богом и искуплять заботой о ближних своих, о родных своих.
Почему же апостол Павел говорит об этом в связи со служением вдовиц — тех самых предшественниц женского монашества в древней Церкви? А потому, что, уже не имея семьи и встав на путь служения Церкви, они должны были весь этот потенциал любви обращать на свою новую семью — на христианскую общину, помогать страждущим, воспитывать сирот, нести служение благовестия людям. Вот почему эти грозные слова апостол поместил именно в то место послания к Тимофею, где он говорит о вдовицах, где он говорит о служении Церкви.
И сегодня эти слова также обращены, в первую очередь, к нашим монашествующим. Монастырь — это не место комфортного проживания одиноких людей, где можно и послушания не выполнять, на болезнь сославшись или еще на что-то. Монастыри должны быть тем местом, где наши современные «вдовицы» — монашествующие, отдавшие себя в руки Божии через исполнение обетов послушания, осуществляют великое служение милосердия.
Хорошо Вы сказали в своем слове, матушка, о том, как должна строиться монашеская жизнь — и молитва за весь мир, и принесение себя в жертву. Действительно, бескровное мученичество при жизни, но не ради самолюбования, не ради того, чтобы в умилении созерцать свой собственный подвиг, а затем всеми силами защищать свое достоинство, когда вдруг покажется, что кто-то не так на тебя посмотрел или не то сказал; а для того чтобы со смирением, с искренней верой делать то, к чему призывает каждого монашествующего Господь.
Я иногда удивляюсь тому, как Евангельские или апостольские тексты, которые приходятся на данный день просто согласно расписанию, входящему в церковный устав, бывают актуальными и ко времени, и к месту. А потому напоминаю всем вам, в первую очередь дорогие сестры, а также всем, кто меня сегодня слышит, эти дивные слова апостола Павла. Призываю вас хранить особую заботу о своих ближних, о семьях, хранить чистоту брака, дружбу в семье, обеспечивать помощь и защиту детям. А тем, кто посвятил себя на служение Господу, отказавшись от семьи, от детей, от семейного уюта и человеческого благополучия (в том смысле, как это благополучие обычно представляется людям), желаю, чтобы они приняли умом и сердцем слова апостола Павла и совершали великое служение ближним своим, своей монашеской общине, а через нее и всему миру со смирением, кротостью и духовным мужеством.
Я хотел бы сердечно поздравить Вас, матушка Феофания, и всех сестер обители с юбилеями и преподнести эту Казанскую икону Божией Матери в память о сегодняшнем юбилейном торжестве. Вам, же матушка Феофания, за Ваши труды по возрождению обители и в связи с 45-летием со дня рождения я хотел бы вручить этот наперсный крест как выражение моей признательности за Ваше служение Свято-Покровской ставропигиальной обители. Храни Вас Господь.
Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси