12 декабря 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Армении по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II, совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване.
Митрополиту Илариону сослужили настоятель прихода протоиерей Арсений Григорянц, сотрудник ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта) и референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин).
На богослужении присутствовал заведующий Отделом межцерковных отношений Армянской Апостольской Церкви епископ Оваким.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с этим воскресным днем и передаю вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Не так давно Предстоятель Русской Православной Церкви посещал Армению, совершал богослужение в этом святом храме, и сегодня по его благословению я служил здесь Божественную литургию.
В Евангельском чтении, которое мы слушали сегодня, говорится о том, как Господь Иисус Христос исцелил согбенную женщину. Представим себе эту женщину, которая в течение восемнадцати лет ходила согбенной и не могла разогнуться. У нее болела спина, ей было трудно, но самое главное — она не видела свет Божий, не видела небо, ей был виден лишь клочок земли, который находился под ее ногами. И это еще не все: тот, кто находится в таком состоянии, как правило, является человеком отверженным, потому что его не позовут в собрание людей, не пригласят на праздник. Таким образом, он становится изгоем и живет за пределами человеческого общества. И вот этой женщине в один миг Господь даровал жизнь: вернул здоровье, вернул возможность видеть окружающий мир и окружающих людей. Он, по сути дела, дал ей вторую жизнь, потому что после того, как произошло исцеление, эта женщина смогла увидеть все, что вокруг нее, смогла взглянуть на небо, она возвратилась в человеческое общество, почувствовала себя здоровой и крепкой.
Действие, совершенное Господом над одной иудейской женщиной, совершается Им на протяжении веков над тысячами и миллионами людей. Каждый человек по-своему является больным или страждущим, у каждого есть свои недуги и скорби. Это могут быть болезни физические, а могут быть болезни и страдания душевные или духовные. Это может быть согбенность физическая, а может быть согбенность духовная, когда человек сгибается под тяжестью жизненных обстоятельств и скорбей или под тяжестью начальственного гнева на работе, не находит в себе силы для того, чтобы преодолевать трудности и проблемы, по тем или иным обстоятельствам не видит в себе сил продолжать жизнь, продолжать свою работу, помогать ближним. И вот Господь приходит на помощь — иногда по нашему молитвенному обращению к Нему, а иногда даже без молитвы. Неожиданно вторгается Он в человеческую жизнь, чтобы исправить человека, помочь ему восклониться и взглянуть на мир новыми глазами.
Очень часто люди не видят ничего вокруг себя, кроме того клочка земли, на котором они живут. Им кажется, что вся их жизнь сосредоточена на этом маленьком участке, на котором рядом с ними находятся несколько людей, — члены семьи, может быть, кто-то из тех, с кем они вместе работают. И больше ничего эти люди не видят. Когда наступают серьезные трудности в жизни, таким людям кажется, будто окружающий мир как бы не существует — все зацикливается на их личных скорбях и проблемах ближайшего их окружения.
Господь открывает нам перспективу, которая позволяет смотреть на вещи шире и видеть их глубже, за нашими человеческими скорбями, искушениями, проблемами зреть то, что превыше их, ту цель, к которой ведет нас Сам Господь, — Царствие Небесное.
Некоторые думают, что Царствие Небесное — это нечто такое, что связано исключительно с загробным существованием, и жизнь человеческая здесь — лишь подготовка к жизни будущей. Действительно, жизнь наша на земле является подготовкой к будущей жизни, но Царство Небесное — это не какое-то далекое обетование Господа, нечто, ожидающее нас исключительно за порогом смерти. Царство Небесное раскрывается нам уже здесь, в этой земной жизни. И когда мы приходим в храм Божий, совершаем Божественную литургию, причащаемся Святых Христовых Таин и через причащение соединяемся с Богом духовно и телесно, всякий раз отверзаются для нас врата Царствия Божия и мы являемся его причастниками и жителями уже здесь, на земле.
Конечно, Божественная служба заканчивается, и мы возвращаемся в наш скорбный мир, где ждут нас те же самые проблемы, с которыми мы боролись до того, как пришли в храм, те же самые скорби и искушения, которые на протяжении месяцев и лет отравляли нашу жизнь. Но то, к чему мы здесь приобщаемся, сильнее всех человеческих скорбей и искушений, потому что здесь отверзается для нас Царствие Божие. Господь учит нас жить так, чтобы оно никогда не исчезало из нашей жизни, чтобы в нашем сердце всегда присутствовал Бог, чтобы Его присутствие давало нам силы переносить все жизненные скорби и испытания, которые выпадают на нашу долю.
Господь исцеляет каждого человека. Он каждому дает новую жизнь. Она протекает параллельно с нашей земной человеческой жизнью, но именно эта новая жизнь дает нам то внутреннее духовное измерение, которое позволяет никогда не сгибаться под тяжестью жизненных проблем и испытаний, всегда оставаться самими собой перед лицом власть имущих и начальствующих, никогда не терять той внутренней свободы, о которой говорится в Священном Писании: К свободе призваны вы, братия (Гал. 5. 13).
Не может духовно согбенный человек быть свободным — только тот, кто стоит прямо и видит все, что происходит вокруг него, может обрести внутреннюю свободу. Дай нам Бог сохранять и никогда не терять эту внутреннюю духовную свободу, не сгибаться под тяжестью жизненных испытаний. Дай Бог нам помнить, что Господь сильнее всякой человеческой скорби и всякой человеческой болезни, что Он способен исцелить каждого от болезней физических и духовных. Дай Бог нам помнить о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни и никогда нас не оставляет. Пусть Господь и Его Пречистая Матерь и весь сонм святых, которому мы поклоняемся и который мы почитаем, помогают нам на нашем жизненном пути. Аминь».
В память о совместной молитве председатель ОВЦС подарил Покровскому приходу икону святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Со своей стороны протоиерей Арсений преподнес Владыке список армянской миниатюры XIII века и ладоницу, изготовленную армянскими мастерами.
В тот же день по приглашению Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата присутствовал на воскресном богослужении в кафедральном соборе Святого Эчмиадзина. По окончании литургии Его Святейшество принял делегацию Русской Православной Церкви в своей резиденции. В ходе дружественного общения он подарил митрополиту Илариону архиерейский посох. Владыка преподнес в дар Верховному Патриарху и Католикосу всех армян панагию, изготовленную в мастерских Московского Патриархата, и второй том своей книги «Православие».
Вечером 12 декабря 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Армении по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II, посетил духовную семинарию Армянской Апостольской Церкви имени Вазгена I на озере Севан.
Севанская семинария была вновь открыта архиепископом Гарегином (ныне Святейшим Патриархом и Католикосом всех армян) в 1990 году, когда он возглавлял Араратскую епархию. В настоящее время в духовной школе обучается около 70 семинаристов.
Владыку Илариона сопровождали заведующий Отделом межцерковных отношений Армянской Апостольской Церкви епископ Оваким и епископ Гегаркунийский Марк.
У главного входа митрополита и его спутников встречал ректор семинарии вардапет (архимандрит) Шнорк. Гости осмотрели помещения учебного заведения: студенческие келии, аудитории, классы русского языка, спортзал. Семинаристы подготовили для высокого гостя концерт армянской духовной музыки.
В конце встречи митрополит Иларион обратился к учащимся со словом, в котором обозначил основные, по его мнению, направления развития богословского образования. В частности, он подчеркнул особую роль знания иностранных языков. Глубокое изучение собственного богословского наследия, по мысли владыки, станет основой нового этапа в богословском диалоге между будущими поколениями пастырей и богословов Православной и Армянской Церквей.
В память о посещении Севанской семинарии председатель ОВЦС подарил библиотеке духовной школы свою книгу «Православие» в двух томах.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru