Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Представители Московского Патриархата, Ассирийской Церкви Востока и Армянской Апостольской Церкви провели круглый стол в честь Дня народного единства

Представители Московского Патриархата, Ассирийской Церкви Востока и Армянской Апостольской Церкви провели круглый стол в честь Дня народного единства
Версия для печати
6 ноября 2024 г. 16:49

1 ноября 2024 года в ассирийском храме Пресвятой Девы Марии (Мат Марьям) в Москве под председательством его настоятеля, представителя Ассирийской Церкви Востока в России хорепископа Самано Одишо состоялся круглый стол «Русский, ассирийский и армянский народы в истории Российского государства — вечная слава и священная память предков».

Приуроченное к торжествам в честь Дня народного единства мероприятие было организовано в контексте учебного курса «Древние Восточные Церкви» — совместного проекта Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В работе круглого стола приняли участие: помощник сопредседателя Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока епископа Краснослободского и Темниковского Климента иеродиакон Агафангел (Кишкин); сотрудник ОВЦС, преподаватель ОЦАД С.Г. Алферов; специалист в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви иподиакон Вартан Погосян; директор музея армянского церковного искусства «Тапан» Ново-Нахичеванской и Российской епархии Д.Р. Багдасарян; глава приходского молодежного объединения храма Мат Марьям А.Г. Междо.

Поздравив собравшихся с наступающим праздником, хорепископ Самано Одишо отметил, что сложившееся сегодня в Москве активное многогранное сотрудничество Русской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Ассирийской Церкви Востока имеет глубокие корни и зиждется на многовековой дружбе ассирийцев, армян и народов исторической Руси.

«Всевышнему было угодно сблизить наши судьбы, сплотить нас под покровом Богохранимой России, — одного из земных уделов Пречистой Матери Господа Иисуса Христа. Русская цивилизация, к которой принадлежат многие народы, относящиеся к разным религиозным традициям, в основе своей неотъемлемая часть цивилизации восточнохристианской. В России Русская, Ассирийская и Армянская Церкви всегда были Церквами-хранительницами мира восточного христианства. Сегодня широко известно о том, что в последние два века наши предки вместе мирно трудились во благо России и вместе героически защищали ее с оружием в руках, вдохновляясь бессмертным подвигом Народного ополчения 1612 года. Но немногие знают, что история нашего братства значительно древнее», — сказал, в частности, отец Самано.

Выступивший далее А.Г. Междо указал на то, что связи трех Церквей начались задолго до начала XIX столетия, когда населенная армянами и ассирийцами Восточная Армения стала частью Российской Империи: «Интересно, что именно Ассирийская Церковь Востока стала Церковью, на заре христианской эры поспособствовавшей формированию великой армянской традиции. Позднее же, в Средние века, именно ассирийские проповедники первыми принесли основы христианского вероучения и культуры на многие земли, которые впоследствии войдут в каноническое пространство Русской Православной Церкви — территории Северного и Южного Кавказа, Нижнего Поволжья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Сближение наших Церквей и народов было глубоко промыслительно».

С.Г. Алферов в своем выступлении обратил внимание на то, что первая достоверно задокументированная встреча русских православных людей и ассирийских христиан произошла еще в 1248 году в столице Монгольской империи городе Каракоруме, где в то время существовал храм Церкви Востока. Особо примечательно, что посетившее тогда Монголию русское посольство возглавил святой благоверный князь Александр Невский.

«Хотя и кратко, но русские летописные источники подтверждают, что в посольстве святого князя Александра были наши православные священнослужители. Более того, есть косвенные свидетельства, указывающие на то, что русские клирики и монашествующие встречались с христианским духовенством сирийской традиции еще раньше — в Нижнем Поволжье, где находился центр Золотой орды город Сарай. Как и русичи, ассирийцы много пострадали от монголо-татарских поработителей и боролись с ними — и за свою личную свободу, и за право на исповедание христианской веры. Все это позволяет говорить о том, что исторические связи не только русских и ассирийцев, но Русской Православной Церкви и Ассирийской Церкви Востока насчитывают практически восемь столетий», — подчеркнул представитель ОВЦС.

С.Г. Алферов также заметил, что «еще более древние — связи Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью, которая в лице своих священнослужителей и простых верующих была представлена еще в Киевской Руси».

В развитие данного тезиса иподиакон Вартан Погосян подчеркнул, что контакты между народами Армении и Руси были установлены в очень давние времена. Появление первого армянского поселения, в том числе церковно-приходской общины в Киеве относится к XI, в Москве — к XIV столетию. Трудно переоценить и вклад армянского народа в созидание и развитие Российского государства.

«В 1380 году армяне приняли участие в судьбоносной для Руси Куликовской битве на стороне объединенного русского войска под началом благоверного князя Димитрия Донского. Наши предки, воспитанные в лоне русской православной культуры, явили многие подвиги во славу своего земного Отечества. Отличились и в ряде других военных кампаний, в том числе еще допетровской эпохи, — например, в Казанском походе 1552 года. В память о благодарности Царя Иоанна Грозного армянским пушкарям, с помощью которых русские войска взяли Казань, один из престолов всемирно известного собора Василия Блаженного был освящен в честь святого равноапостольного Григория, просветителя Армении. Для армянского народа благолепный собор на Красной площади — священная память и зримый символ нашего братства с Русским миром. Как и стоящий сегодня перед этим собором памятник, запечатлевший нашу общую вечную благодарность спасителям России — гражданину Минину и князю Пожарскому», — сказал в своем слове представитель Ново-Нахичеванской и Российской епархии.

По окончании круглого стола в приходском доме храма Мат Марьям был дан праздничный прием. Участники встречи также обсудили планы реализации на базе курса «Древние Восточные Церкви» ряда проектов в научно-образовательной, культурной и молодежной сферах в период до конца 2025 года.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил посетил прием в честь Дня народного единства

В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества

Открытие XX выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Католикосу всех армян Гарегину II с 25-летием интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

Представитель ОВЦС принял участие в круглом столе, посвященном армянской духовной литературе

Католикос Арам I направил письмо поддержки Предстоятелю Русской Православной Церкви

Международная научная конференция «Личность в истории Церкви: к 95-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)» прошла в Санкт-Петербургской духовной академии

В Общецерковной аспирантуре завершились курсы «Эффективная организация работы епархиального отдела по взаимодействию с казачеством»

Состоялось совещание ректоров высших духовных учебных заведений Московского региона

Завершился визит председателя ОВЦС в Индию

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с христианской молодежью Индии

Предстоятелю Маланкарской Церкви Индии вручен орден Славы и Чести (I степени)