— Какова ситуация Севере Израиля, в Хайфе? Много ли пострадавших? Очень интересна информация «из первых рук».
— О ситуации, сложившейся с первых дней войны на севере Израиля, между шиитской группировкой «Хизбалла», являющейся одновременно политической партией в Ливане, и Израилем мы можем судить, с одной стороны, по теле- и и интернет-новостям, приковывающим наше внимание, с другой стороны, «как бы из первых рук» от отца Мирослава, клирика Русской Духовной Миссии, который, не взирая на реальную угрозу для жизни, остаётся со своей паствой на подворье в Хайфе и продолжает своё служение Богу и ближним в храме св. пророка Илии.
— Хайфа, как и вообще север Израиля, населяет большое число наших соотечественников. Пострадали ли они?
— По состоянию на 8 августа 2006 года, в ходе боевых действий и в результате ракетных обстрелов «Хизбаллы» погибли 103 израильтянина, из которых 64 человека военнослужащих и 39 мирных жителей.
Если внимательно просмотреть списки погибших, то среди них есть наши бывшие соотечественники. То же можно сказать и о пострадавших и раненых, которые уже исчисляются сотнями.
— Были ли какие-то акции, кариативные (благотворительные — Ред.) мероприятия, организованные Русской Духовной Миссией, как-то богослужебная жизнь изменилась?
— Мы не можем остаться безразличными к тому, что видим и слышим. И Палестина, и Израиль, и Ливан — ничто иное, как Святая Земля, освящённая стопами Господа, земля, ставшая свидетелем великих событий в истории человечества, величайшее из которых – спасение человека. Происходящее не может не вызывать стенания души и чувства скорби.
В связи с бедой, постигшей всех, без исключения, людей доброй воли в Троицком соборе Русской Духовной Миссии, при стечении множества паломников и прихожан, 29 июля был совершен молебен «Об избавлении от брани и даровании мира».
Я полагаю, что именно в такие минуты и моменты жизни, какие переживаем мы сейчас, остро осознаётся многими вопрос, — а в чём же подлинный смысл бытия человеческого? А ведь от правильного ответа на этот вопрос зависит всё. Неужели, задумается кто-то, смысл жизни в смерти, которая, видим и слышим, ежедневно пожирает людей. «Нет! — возвещает христианство. — Смысл жизни в жизни, которая есть Господь Иисус Христос».
Церковь Христова не престаёт возносить свои молитвы о мире, но часто оказывается, что мира не ищут или не хотят сами люди, и тогда мир бежит от них.
— Можно немного рассказать о пастырских пунктах (приходах) на Севере Израиля? Много ли их, где расположены, кто в них служит. Много ли прихожан и кто они? Есть ли возможность связаться со священниками этих общин?
Прихожане храмов Русской Духовной Миссии — кто они? Репатриировавшиеся евреи, принявшие крещение, русские, работающие в Израиле? И еще, отче, нет ли возможности связаться с настоятелем прихода в Хайфе? Был бы Вам очень признателен.
— Я решил объединить эти вопросы. На севере Израиля Русская Духовная Миссия имеет два подворья: в Тиверии и Хайфе. Первое посещается прихожанами весьма редко по причине отдалённости от центра городской жизни и неудобства средств сообщения: нет рейсового автобуса.
Второе подворье, напротив, находится в самом центре третьего по величине и значимости города в Израиле. Церковная жизнь в этом приходе бьёт, как говориться, ключом. Многочисленные православные прихожане из числа эмигрантов бывшего Союза, местные православные арабы, а также работники Российского Генерального Консульства (кстати, обратите внимание, это один из вопросов, вас интересующих) собираются на общую молитву, создавая, тем самым, вместе с настоятелем подворья протоиереем Мирославом Витив, атмосферу подлинного православного прихода.
Военные события расширили поле деятельности православного священника: в относительно свободные от общественных богослужений дни он старается отвечать на многочисленные вопросы, которые тревожат уже не только прихожан, но и всех тех, кто ищет хоть какой-нибудь поддержки и утешения. И слово священника, по благодати от Бога ему данной, становится целительным для истерзанной души.
Чтобы связаться со священником, можно позвонить по телефону 048330190, но при этом хочу дать совет: не спешите сразу звонить, обдумайте, не обремените ли священника своим, ничего не значащим, из любопытства заданным вопросом? Ведь врача не тревожим мы по пустякам, а вопрошаем лишь тогда, когда нас что-то беспокоит, когда в этом есть насущная необходимость.
— Каково отношение к конфликту рядовых жителей страны, в том числе вашей паствы? Нужна ли эта война?
— Каково отношение к конфликту? Нужна ли война? — задаёте вопросы, ожидая на них ответ от наших прихожан, нашей паствы. Судите сами. Заливаясь слезами, подходит к священнику мать-христианка одного из солдат израильской армии, который сейчас находится в огне войны, там, в Ливане, и говорит: «Помолитесь, батюшка, за сына». Мать молит священника усилить свою молитву молитвой священника и Церкви, дабы Господь услышал, таким образом, стенания и вопли не только её, но и тысяч таких матерей как в Израиле, так и в Ливане.
Это один из примеров подобного обращения, пример очень яркий. Таких примеров достаточно. Где, как не в материнском сердце, особо остро ощущающем боль и тревогу за своё чадо, можно найти ответы на вопросы, которые тревожат ныне бессердечных политиков, государственных деятелей, военных, для которых жизнь другого человека совершенно ничего не стоит.
Ваш вопрос «Нужна ли война?» задан неправильно, потому что война не есть необходимость, она — следствие. Но! Мудрые и ответственные за судьбы человеческие государственные мужи старались избегать войны, изыскивая политические решения. Лишь в исключительных случаях они брались за оружие, когда зло нельзя было остановить другими способами. Так поступали они потому, что умели ценить жизнь человека, они жили чувством ответственности за каждого пред Богом человека, свой ли он иль чужой.
Вся беда в том, что теперь в жизни государственных мужей, да и не только, но и в жизни простых людей не стало Бога. А если нет Бога, значит, дозволено всё, всё в моей власти. «Я — повелитель и вершитель судеб», и совсем неважно, сколько человеческих жизней будет смертью пожато и будет искалечено.
Вот в чём настоящая беда современного общества! Вот в чём настоящее горе! Теперь нет в обществе человеческом места Богу, нет места подлинной любви, источником которой, по слову Апостола, является Бог, а значит, нет и мира. «Хотите и ищете мира? — как бы так вопрошает Господь, — услышьте голос Мой, напишите на скрижалях вашего сердца не ваши, а Мои законы — в которых жизнь. Вы поймёте, что ради вас Я пролил Свою Пречистую Кровь, и только тогда будете жить в мире и не будете проливать крови друг друга».
Беседовал Михаил Фатеев,
«Религия и СМИ»