Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово за Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Варвары

Слово за Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Варвары
Версия для печати
17 декабря 2010 г. 16:32

17 декабря 2010 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После чтения Евангелия Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы — Екатерины, в том числе в связи с принесением в Москву ее святых мощей с горы Синай. У этих мучениц много общего — они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев.

Подчиняясь воле императора, многие местные правители стали не просто преследовать христиан, но жестоко их истреблять. Однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся. Поэтому он окружил свою дочь особой заботой, приставив к ней многих учителей, которые воспитывали Варвару в традициях языческого общества. Но, взирая на мир Божий из высокой башни (по воле отца Варвара была отделена от мира, чтобы ничто плохое ее не коснулось), Варвара видела красоту этого мира и в какой-то момент почувствовала сердцем и разумом, что эта красота не могла возникнуть по воле рукотворных идолов, что какая-то другая великая сила сотворила окружавший ее мир.

Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца.

Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдает дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его инициативе, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной.

Но ничто не могло сломить духа и силы веры Варвары. Более того, те, кто видел ее, начинали открыто исповедовать веру. Среди них была молодая девушка по имени Иулиания, которая, увидев духовный и физический подвиг Варвары, исповедовала свою веру и была подвергнута истязаниям вместе с той, которая силой своего духа открыла ей глаза души и сердца для познания Бога. В завершение всех этих мучений Варвара и Иулиания были умерщвлены. Но Господь покарал и отца Варвары Диоскора, и злого правителя града того — вскоре они были убиты молнией.

Когда читаешь эти древние тексты, описывающие духовный подвиг святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. Как могла юная девушка вынести то, что было бы не под силу самым физически сильным и мужественным людям? И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку — то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла Варвару и весь сонм мучеников.

Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Это хорошее желание, но нужно помнить, что подлинная сила есть сила человеческого духа. Без Бога эта сила от человека сокрыта — тогда он может опираться лишь на свои возможности и на свои силы, которые несоизмеримы с силой Божией. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда силен наш дух, оплодотворяемый силой Божией.

И вот еще о чем невозможно не подумать — это о страшной трагедии в семье Варвары. В самом деле, отец превращается в зверя, в мучителя своей собственной дочери. Что это за страшная трагедия, что толкало этого человека на безрассудные поступки? Да, он имел иную веру, чем его дочь. У него были другие убеждения, чем у дочери. Но разве можно оправдать иными убеждениями, иной верой ту страшную жестокость, которую отец проявил к дочери?

Думая об этой катастрофе семейной жизни (а то была действительно катастрофа), невольно задумываешься и о беде, что пришла и в нашу большую семью, в нашу Россию. Совсем недавно в Москве произошли события, которые всех нас глубоко взволновали, ведь это тоже беда, явившая нам жестокость в нашей большой семье. Внешне это может выглядеть как столкновение людей разных религий, разных взглядов на жизнь. Но если внимательно подумать о том, кем был Диоскор, отец Варвары, проявивший страшную жестокость, то понимаешь, что он не был человеком религиозным. Он был язычником, он верил в идолов, он был в каком-то смысле безбожником, отрицавшим Бога. В его семье столкнулись не две веры, по-разному воспринимающие Бога, а языческое безбожие и вера.

И когда нам сегодня говорят, что конфликты, которые имеют место среди нашей молодежи, продиктованы разными верами, то это глубочайшее заблуждение и неправда. Только безбожное язычество может сталкивать людей; только безбожное язычество может вдохновлять приезжих, какими бы верующими они себя ни называли, на жестокость по отношению к местному населению, в результате чего погибают люди; и только безбожное язычество может породить у местного населения реакцию, в результате которой опять-таки страдают и гибнут неповинные люди.

То, что с нами происходит, — это не конфликт вер. То, что с нами происходит, — это некая иллюстрация того, чем становится человек, который утрачивает всякую веру и живет как язычник, как тот самый Диоскор, что терзал свою собственную дочь.

Сегодня я впервые после тех событий имею возможность обратиться к вам, мои дорогие, со словом во время общей молитвы. И, с горечью говоря о том, что произошло, я хотел бы выразить особое соболезнование родителям, близким тех людей, которые погибли, тех, кто оказался изувечен. Мы будем сегодня вспоминать и того молодого человека по имени Егор Свиридов, которого мало кто знал, но которого сегодня знает вся страна, будем вспоминать и всех остальных, кто пострадал в этой братоубийственной схватке.

Что же будет дальше? А дальше будет вот что. Если народ наш не осознает, что невозможно жить по законам языческого мира, то будет все, что захочет человеческая плоть. Будет безрассудство, будут самые страшные преступления, и никакие правоохранительные органы, никакие законы не остановят людей — человека могут остановить только совесть, только вера, только убеждения. И я обращаю это слово ко всем — и к православным, и к мусульманам, и к людям других вер: только религиозная жизнь может удержать от подобного рода преступлений.

И вот еще о чем мне хотелось бы сказать в этот день, когда мы вспоминаем убитых и искалеченных людей, когда мы обращаем особое слово к их родным и близким. Мне хотелось бы сказать о том, что насилием, злобой невозможно достичь своих целей. Когда в Москву или в другие русские города приезжают наши сограждане, имеющие другую культуру, другую религию, они должны стремиться жить мирно, входя в духовную, культурную жизнь большинства народа, и расчищать себе дорогу в жизнь не силой, не групповщиной, не этнической солидарностью, не преступностью, а честным взаимодействием с другими, получением образования и работы, устроением семейной жизни, созиданием общего Отечества. Так и местные жители должны не насилием, не грубой силой, не жестокостью останавливать безрассудство других, но солидарностью и таким выражением протеста, которое не провоцировало бы все новые и новые всплески насилия, но оказалось бы достаточным, чтобы вразумить и власть, и правоохранительные органы, и самих подстрекателей межнациональной розни.

И Диоскор, тот самый жестокий отец, и местный правитель, что отдал страшные приказы рвать тело мученицы Варвары, были умерщвлены Богом. Пускай этот пример тоже поможет всем понять, что жизнь по языческому закону плоти не приносит человеку ни радости, ни счастья, ни благополучия, но лишь собирает над ним гнев Божий.

Будем молиться святой мученице Варваре о том, чтобы по ее святым молитвам уврачевывались семейные конфликты, чтобы по ее святым молитвам преодолевалось разделение среди народа нашего, чтобы по ее святым молитвам дух языческого идолопоклонства, жестокости и ненависти уходил из жизни нашего народа. Верим, что она, как и сонм святых, в земле Российской просиявших, и всех иных мучеников и исповедников, приклонит к нам и к Отечеству нашему милосердие Божие. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы