24 января 2011 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XIX Международных Рождественских образовательных чтений. Церемонию открытия форума, который в этом году посвящен теме «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач», возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, обращаясь к участникам форума со вступительным словом.— Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание Основ православной культуры в средней школе, но есть и другие важные аспекты».
«Особую остроту в начале XXI века приобрела тема миграции, — сказал Святейший Владыка. — Россия входит в тройку государств мира, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов. Приезжающий из другой страны человек приносит с собой не только внешние культурные особенности, но и иные мировоззренческие установки. Эти традиции и обычаи нередко вступают в непростое взаимодействие с привычным укладом жизни местного населения».
Указав на необходимость создания механизма интеграции, позволяющего мигрантам освоить язык, изучить духовную и религиозную традицию большинства коренного населения, Святейший Патриарх заявил о готовности Церкви активизировать взаимодействие в образовательной области с Федеральной миграционной службой.
«Одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общежития, является радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи <...> Государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного сосуществования, должны объединить свои усилия в преодолении этого зла. И здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить», — убежден Предстоятель. В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл высказался за сотрудничество с МИД России и другими государственными ведомствами, направленное на создание такой стратегии преодоления радикализма, особенно в молодежной среде, которая включала бы в себя образовательные программы, подчеркивающие значение религиозных ценностей в жизни общества.
Говоря о ходе федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», Святейший Патриарх Кирилл поделился с собравшимися некоторыми статистическими данными и итогами первого этапа апробации. Данные социологические опросов убедительно свидетельствуют о том, что общество приняло и одобрило эксперимент, заявил Святейший Владыка. По словам Его Святейшества, критические заявления о якобы принципиальной невозможности преподавания религиозных культур в светской школе несостоятельны юридически (в том числе с точки зрения международного права) и не отражают позицию большинства граждан России.
Вместе с тем Предстоятель призвал к продолжению серьезной работы в данной области, с учетом того, что в будущем «религиозная культура будет повсеместно изучаться в светской школе вне зависимости от региона». В частности, Святейший Патриарх Кирилл предложил использовать уже имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт, при котором кандидатура учителя, преподающего религиозную культуру в школе, и учебные пособия по данному курсу получают одобрение со стороны как государства, так и официальных учреждений соответствующей религии.
Говоря о дискуссии вокруг новой редакции федерального Закона «Об образовании», Предстоятель заявил о том, что Русская Церковь «считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей на основе исторических и культурных ценностей Православия и других традиционных для нашей страны религий (по выбору родителей) в течение всего времени обучения ребенка в школе».
Святейший Владыка упомянул также о новых возможностях, открывающихся в связи с дополненным и измененным федеральным законом «О некоммерческих организациях», который предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и тем, которые занимаются деятельностью в области образования, науки, культуры.
«Православные образовательные учреждения зачастую берут на себя функции социального обеспечения и профилактики правонарушений, то есть содействуют решению задач, более свойственных в настоящее время государственным органам. В этих условиях было бы справедливым, чтобы и государство позаботилось о социально значимых православных образовательных учреждениях», — полагает Предстоятель.
Святейший Патриарх отметил также, что воскресные школы, действующие как досуговые центры, создают условия для общения, творчества и самореализации детей. По словам Его Святейшества, лицензирование образовательной деятельности воскресных школ, которые в ряде епархий уже получают статус учреждений дополнительного образования, позволит преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве.
«Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь Отечества земного», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Патриархия.ru