«Общецерковный орден должен стать чем-то исключительным, вручаемым в связи с особыми заслугами награждаемого лица и приуроченным к конкретному событию. К примеру, награждение может быть приурочено к круглой дате, если речь идет о человеке, который давно, регулярно и действенно служит Церкви либо помогает ей. Значимость церковных орденов требует, чтобы впредь они изготавливались из драгоценных металлов. Считаю, что награждение орденами должно стать более редким, чем прежде», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года.
Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание архипастырей на уместность награждения епархиальных благотворителей и тружеников в первую очередь епархиальными медалями, архиерейскими благословенными грамотами, подарками с памятной надписью: «Лишь затем следует представлять людей к Патриаршей благословенной грамоте, общецерковным медалям, и в последнюю очередь, в исключительных случаях, — к общецерковным орденам. Желательно, чтобы Священный Синод продумал и принял “Положение о церковных орденах, медалях и грамотах”».
В отношении богослужебно-иерархических наград Святейший Владыка призвал «уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда». «Само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. А в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью “к круглой дате”. Присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. В порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней. Становится человек епархиальным секретарем, благочинным, настоятелем монастыря, тогда он достоин иерархической награды», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
В связи с этим Святейший Владыка предложил обсудить идеи, озвученные в рамках заседания комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, насколько правомерно использование сана игумена в качестве богослужебно-иерархической награды.
«Ни в древней Русской Церкви, ни в одной из нынешних Поместных Православных Церквей именование “игумен" не относилось и не относится к награде. Игумен — это настоятель монастыря, что и отражено в архиерейском чиновнике в молитве на поставление игумена: "И покажи раба Твоего сего, игумена сея честныя обители, верна и мудра иконома вверившияся ему от Твоея благодати словесныя паствы"», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, добавив, что впредь было бы логичным, если бы очередной наградой для иеромонахов, после возложения наперсного креста, являлась палица.
«Такие иеромонахи будут стоять, в порядке хиротонии, среди паличных протоиереев. Что касается игуменов, получивших это звание до сегодняшнего дня, то пусть таковыми и именуются, — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Относительно же чина поставления в игумена, то правильно было бы его совершать над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. Игумен — это посвящение в должность. Все эти предложения нам надо будет подробно обсудить».
Информационная служба Архиерейского Собора