Информируя Архиерейский Собор о церковной жизни в странах Средней Азии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «В Казахстане Православие, наравне с исламом, является культурообразующей религией. Казахстанский опыт созидания межрелигиозного согласия и национального единства дает добрый пример многим государствам. В основе этого опыта — многовековое сосуществование Православия и ислама, желание верующих отстоять традиционные ценности перед лицом неверия и секулярного мира. На личном опыте я смог в этом убедиться в ходе своего визита в страну в начале 2010 года».
«В современном Казахстане сформирована и продолжает совершенствоваться гармоничная модель церковно-государственных отношений, сочетающая приверженность свободе вероисповедания с заботой о сохранении конфессионального мира, — продолжил Предстоятель. — На казахстанской земле успешно совершается дело церковного строительства: звучит проповедь о Христе, возрождаются разрушенные и возводятся новые храмы, открываются монастыри и духовные школы».
Межрелигиозный диалог успешно ведется в Азербайджане, где «существует удачная модель церковно-государственных отношений, предусматривающая свободу вероисповедания при разумных протекционистских мерах», отметил Святейший Владыка, добавив: «Действующее законодательство ограничивает влияние зарубежных организаций на местные религиозные общины, затрудняя ведение миссионерской деятельности нетрадиционными и радикальными течениями».
Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «Православная община страны чувствует себя уверенно и не подвергается притеснениям. В Азербайджане открываются новые храмы, средства на которые активно жертвуют и мусульмане. У Русской Православной Церкви сложились особо теплые отношения с главой мусульман Азербайджана шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде, который награжден высшими церковными орденами. Важно отметить, что с 2004 года он является почетным сопредседателем Межрелигиозного совета СНГ, а с 2009 года возглавляет Консультативный совет мусульман СНГ, объединяющий ведущие мусульманские организации на постсоветском пространстве».
Выражая благодарность руководству Узбекистана за внимание к церковной жизни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Правительство Узбекистана в своей религиозной политике отдает приоритет традиционным религиям. Принятый в 1998 году "Закон о свободе совести и религиозных организациях" и политика власти направлены на пресечение деятельности как радикальных течений, прикрывающихся именем ислама, так и псевдохристианских сект».
В то же время, в связи с тем, что в Узбекистане имеет место запрет на миссионерскую деятельность, Его Святейшество выразил озабоченность невозможностью организации православных общеобразовательных школ. Кроме того, Русская Православная Церковь сталкивается с трудностями при регистрации новых приходов. «Впрочем, можно надеяться, что данные проблемы будут разрешены через конструктивный диалог с органами государственной власти», — отметил Святейший Владыка.
В Республике Таджикистан сложилась наиболее непростая в Средней Азии ситуация в области религиозно-общественных процессов. Законодательство характеризуется большим количеством ограничений, что продиктовано последствиями кровопролитной гражданской войны и стремлением оградить общество от радикализма, прикрывающегося религией. «В то же время отрадно видеть, что Правительство страны видит в Православии и исламе гарантию религиозного мира в обществе», — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Особое внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил на Республику Кыргызстан, переживающую сейчас тяжелое положение, вызванное социальной и экономической нестабильностью, напряженностью межэтнических отношений: «Искренне желаю государственному руководству Кыргызстана успехов в преодолении нынешних трудностей, в созидании единства народа. Самому же народу Кыргызстана да дарует Господь так необходимый сейчас мирный дух».
Святейший Патриарх рассказал архипастырям о том, что в Кыргызстане разрабатывается новый вариант Концепции государственной политики в религиозной сфере, обсуждается и вопрос о принятии нового закона о свободе вероисповедания и религиозных организациях. Также здесь начинает просматриваться тенденция на замещение отношений государства и религиозных общин страны на отношения между религиозными организациями и международными структурами, берущими на себя обязанность организовывать и объединять различные религиозные направления, что, в свою очередь, может привести к наплыву деструктивных псевдорелигиозных организаций. «Будем надеяться, что новое законодательство и концептуальные документы государства в данной сфере будут разрабатываться в тесном контакте с традиционными религиозными общинами Кыргызстана и что их интересы и пожелания будут учтены», — заключил Святейший Владыка.
В 2007 году постановлением Священного Синода на территории Туркменистана образовано благочиние в ведении Патриарха Московского и всея Руси с исключением его приходов из состава Ташкентской и Среднеазиатской епархии. В ходе состоявшейся в этом году встречи управляющего Патриаршим благочинием в Туркменистане епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта с министром иностранных дел Туркменистана Р.О. Мередовым вновь был поставлен вопрос о возможности строительства в Ашхабаде кафедрального собора и духовно-просветительского центра. В настоящее время он обсуждается на правительственном уровне.
«В деле возрождения Православия в Туркменистане уже сделаны большие шаги. Так, до недавнего времени большой проблемой был ввоз в страну предметов церковного обихода и духовной литературы. Однако, Господу содействующу, эта проблема в настоящее время благополучно решена», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.
Информационная служба Архиерейского Собора