25 февраля 2011 года, в день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом.
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, всечестные владыки, сердечно поздравляю с праздником, имеющим особое значение для града Москвы, а также для всей Руси, — с памятью святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Его мощи пребывают здесь, в кафедральном соборе града Москвы, и даруют обильные исцеления и милости многим, кто к ним притекает. Через это живое духовное соприкосновение с прославленными мощами великого святителя мы прикасаемся к святости его жизни, к его жизненному подвигу.
А подвиг святителя был велик. Он взошел на Первосвятительский престол, когда Отечество наше находилось в самых тяжких за всю свою историю условиях. Большая часть Руси, включая Первопрестольный Киев, была разорена и находилась под неусыпным контролем и наблюдением внешних сил. Пресеклась независимая и самостоятельная жизнь древнего русского государства, некогда могущественного, принявшего веру православную и объединявшего многие народы. В силу этих обстоятельств Первосвятительская кафедра была переведена вначале из Киева во Владимир, дабы обеспечить Предстоятелю Церкви Русской хотя бы скромное, но безопасное бытие и возможность управлять Церковью; а затем по внушению свыше кафедра была перенесена в град Москву. Но святитель Алексий сознавал свою ответственность за всю Русскую Церковь и всей душой стремился посетить и разгромленный и разрушенный Киев, и другие близкие его сердцу епархии Южной и Юго-Западной Руси. Однако иные внешние силы, действовавшие уже не с Востока, а с Запада, препятствовали святителю, и, устремляясь к великим русским святыням на юге, он не мог в полной мере совершать в той части единой и неделимой Русской Церкви свое Первосвятительское служение.
С другой стороны, величайшая ответственность была возложена на святителя еще и потому, что великий князь в ту пору был в незрелом возрасте и управление Русью — не только церковное, но и гражданское — во многом сосредоточилось в руках святителя. И вот святитель Алексий, заботясь о духовном и материальном благополучии своего народа и вместе с тем стремясь не допустить новых набегов на Русь и новых разорений, отправляется в Золотую Орду со смирением, с кротостью, в уничижении. Но силой, которую ему дал Бог, он исцеляет ордынскую царевну от слепоты и покоряет тем самым сознание и ум тех, в чьих руках была судьба Руси.
Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки (VI, 17-23) содержит в себе избранные заповеди блаженств. В Евангелии от Матфея перечислены все заповеди, а в Евангелии от Луки — лишь избранные. Именно этот текст читается в дни, когда Церковь вспоминает святителей — святых иерархов, угодников Божиих. Какие же заповеди блаженств избрал святой апостол Лука для своего повествования? Он приводит лишь те заповеди, которые связаны с человеческой скорбью, со страданием человеческим. Блаженны нищие духом, то есть блаженны те, кто уничижает себя, кто смиряется. Блаженны алчущие, блаженны плачущие, блаженны изгнанные за Сына Человеческого. Неслучайно мы читаем в день памяти святителей именно этот текст — избранные заповеди блаженств помогают понять смысл архиерейского служения, смысл святительского подвига, который внешне окружается благолепием и красотой, почитанием и любовью, но исполнен внутри великого крестоношения.
Святитель Алексий в полной мере исполнил эти заповеди. Он смирял себя, уничижал, в смирении шел в Золотую Орду и смирением своим и силой Божией смягчал сердца тех, кто в любой момент мог принять решение о принесении новых страданий земле Русской. Он алкал правды и взыскал ее. А чем иным можно было объяснить его стремление на Юг Руси, туда, где господствовали иные внешние силы, как только желанием утвердить правду о том, что вся Святая Русь есть единое духовное пространство, по воле Божией, а не по воле политиков сохраняющее свое единство? Наверное, святитель и плакал много — но не слезами слабости и не слезами, которые являются результатом расстроенной нервной системы. Он плакал чистыми слезами молитвы — той молитвы, которая несомненно достигала Престола Божия и отображалась в великих деяниях святителя.
И сегодня, вспоминая его смирение, его взыскание правды, его слезы и, наконец, его реальные страдания Христа ради, мы прославляем великого угодника Божия как молитвенника и ходатая за всю Русь Святую, за всю историческую Русь, за всю единую Церковь Святой Руси. Мы вспоминаем сегодня и град Москву, и град Киев, и Русь Северную, и Русь Южную. Мы вспоминаем великую историю, которая донесла до нас благоговейную память предков наших о подвиге святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Его молитвами да сохранит и ныне Господь Церковь нашу в единстве, а страны, что существуют на просторах исторической Руси, — в братском общении, свободе, независимости от внешних политических сил, хранящими веру православную, в которой наше спасение. Аминь.
Сегодня мы также вспоминаем имена двух блаженнопочивших моих предшественников — Святейшего Алексия I и Святейшего Алексия II, Патриархов Московских и всея Руси, по промыслу Божиему носивших имя святителя Алексия. Вспоминаем подвиг их жизни, который требовал и мужества, и веры, и поддержки Церкви, — и все это имели почившие святители. У Церкви не бывает легких времен. И, взирая на подвиг служения святителя и Патриарха Алексия I, святителя и Патриарха Алексия II, мы вспоминаем и их эпоху, и многие обстоятельства — скорбные, тревожные и опасные для Церкви, которые имели место в то время. Верим, что и блаженнопочившим моим предшественникам Господь молитвами святителя Алексия помогал право править слово Христовой истины. Сейчас мы пройдем к надгробию могилы, в которой почивает Святейший Патриарх Алексий II, и помолимся о блаженнопочивших Патриархах, носящих имя святителя Алексия, память которого мы сегодня торжественно празднуем. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси