1 марта 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с группой студентов Института политических наук Парижа. Председатель ОВЦС рассказал гостям о внутренней жизни Русской Православной Церкви, ее внешней деятельности, а также о работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Уважаемые гости! Рад приветствовать вас в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Мы с вами находимся на территории Свято-Данилова монастыря — первой святой обители, воздвигнутой на московской земле. Надеюсь, что ваша ознакомительная поездка позволит вам значительно расширить познания о стране, традициях и обычаях нашего народа. В свою очередь я хотел бы рассказать о современном состоянии Русской Православной Церкви, ее внутренней миссии и внешней деятельности.
Внутренняя жизнь и миссия Русской Православной Церкви
Сегодня Русская Церковь объединяет свыше 150 миллионов верующих в более чем 60 странах мира. В нашей Церкви 164 епархии, 217 правящих и викарных архиереев, более 30 тысяч священнослужителей. Действуют 30675 приходов и 805 монастырей. Ряд епархий Русской Церкви находятся за пределами канонической территории Московского Патриархата. Так, Париж является кафедральным городом Корсунской епархии, в юрисдикцию которой входят русские православные приходы в ряде стран Западной Европы.
Русская Православная Церковь играет важную роль в жизни общества не только в России, но и в Украине, Беларуси, Молдавии и других странах своей пастырской ответственности. Она принимала непосредственное участие во всех значимых исторических процессах последнего тысячелетия. Православная вера легла в основу отечественной культуры, просвещения, общественного, семейного и личного бытия. Русская Церковь всегда была едина со своим народом.
Замечу, что история отношений между Церковью и государством в нашей стране довольно разнообразная. Она знала периоды симфонической гармонии и гегемонии светской власти над духовной. Вам, должно быть известно, что наиболее трагическое время этих отношений приходится на советскую эпоху, продолжавшуюся более семи десятилетий. Советские власти ставили вопрос об уничтожении религии в обществе, пытались вытравить веру в людях.
Многое изменилось с распадом советского государства и уходом монополии атеистического мировоззрения. Сегодня Русская Церковь свободна. Как и прежде она трудится над спасением человеческих душ, и для достижения этой цели существенно расширила свою миссию. Отныне Церковь не только проповедует с амвонов, но и принимает активное участие в жизни общества.
Важной сферой совместного приложения усилий Церкви и государства является образование и воспитание подрастающего поколения. За прошедшие годы сложился немалый опыт, но есть и немало проблем. Сегодня в ряде регионов России идет эксперимент по преподаванию предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», в рамках которого учащимся предлагается избрать изучение одной из традиционных религиозных культур (православной, мусульманской, иудейской или буддийской), либо светской этики. Данный предмет, являясь культурологическим, активно способствует воспитанию в детях этического поведения, предотвращению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Православные верующие России (как и представители других традиционных религий) имеют право на духовную поддержку, проходя службу в армии, находясь в больнице или в местах лишения свободы. В 2010 году начал действовать новый закон, согласно которому священнослужители нашей Церкви, а также муллы и раввины зачисляются в штат воинских частей в качестве помощников командира воинской части по воспитательной работе с постоянным денежным довольствием. Это ставит перед Церковью задачу массовой подготовки армейских священников. Русская Православная Церковь настаивает на том, чтобы наши военные священники не являлись офицерами и не были подчинены армейскому командованию. Они должны выполнять исключительно пастырские функции для солдат и офицеров, исповедующих Православие.
Наша Церковь активно подключается к обсуждению и поиску путей решения возникающих перед обществом вызовов, угрожающих его нравственному здоровью, безопасности и целостности. Так, она обращает внимание на опасность распространения религиозных сект. За последние 20 лет мы имеем множество случаев, когда в Церковь обращаются бывшие последователи «новых религиозных движений», которые получили психологические и моральные травмы или стали жертвами имущественного мошенничества со стороны лидеров таких движений. Многие такие группы в своей деятельности зачастую прибегают к опасным психотехникам, не чураются откровенной лжи и преследуют далеко не религиозные, а сугубо корыстные цели. Общественной культуре нашего народа в большинстве своем чужды агрессивные «маркетинговые» усилия новых проповедников, грубые методы навязывания убеждений, которые только раздражают людей. В большинстве стран мира существуют общественные образования, которые критически оценивают деятельность таких групп.
Одной из самых актуальных проблем мирового уровня сегодня является так называемый религиозный экстремизм и терроризм. К сожалению, и наша страна стала одним из очагов террористической активности, имеющей религиозную составляющую. Однако должен заметить, что ни одна традиционная религиозная доктрина не содержит призыва к своим последователям добиваться целей собственной миссии и свидетельства путем насилия и гибели людей. Недобросовестные и корыстные люди прикрываются религиозной мотивацией в своей деятельности. Убежден в том, что нет религиозного терроризма, но есть терроризм на религиозной почве. Опасность этого явления в том, что религиозные стимулы побуждают верующего человека ради кажущейся ему высшей цели приносить в жертву себя и других. Вдохновители терроризма внушают им, что они станут мучениками за веру (шахидами) и их ожидает награда в посмертном мире. Это лживая и злонамеренная эксплуатация религиозных чувств верующих. Один из последних ужасающих террористических актов в аэропорту «Домодедово» — подтверждение этих слов.
Внешняя деятельность Русской Православной Церкви
Русская Православная Церковь не ограничивается только своей внутренней жизнью и заботами, но осуществляет активную внешнюю деятельность. Эта обязанность возложена на синодальный отдел, в котором вы сейчас находитесь. Отдел внешних церковных связей был образован Священным Синодом Русской Православной Церкви 4 апреля 1946 года. Председатель Отдела по должности является постоянным членом Священного Синода — так сказать, церковного правительства.
Одним из приоритетных направлений деятельности Отдела является сотрудничество и братское общение с Поместными Православными Церквами. Среди других важных сфер: взаимоотношения с инославными церквами и общинами, международными христианскими организациями, государственными, политическими и общественными институтами зарубежных стран, международными организациями, а также межрелигиозный диалог и работа с соотечественниками, проживающими вне пределов канонической территории Московского Патриархата.
Мы поддерживаем контакты — разной степени интенсивности — с каждой из 14-ти Поместных Православных Церквей. Регулярно проводятся совещания представителей Православных Церквей, на которых обсуждаются различные вопросы взаимодействия. Задачами такого взаимодействия являются сохранение единства Вселенского Православия, обсуждение в духе братской любви вопросов, связанных с организацией церковной жизни в диаспоре, определением границ пастырской ответственности Церквей, способом и порядком дарования автокефалии. Несколько дней назад я вернулся из Шамбези (Швейцария), где участвовал в заседании Межправославной подготовительной комиссии, обсуждавшей некоторые из вышеуказанных тем.
Важным направлением внешней церковной деятельности является взаимодействие с Римско-Католической Церковью. В последние годы наши отношения заметно потеплели. Это касается как связей Московского Патриархата со Святым Престолом, так и отношений с католическими общинами отдельных стран. Яркий пример тому — наше взаимодействие с Католической Церковью Франции, которая, помимо прочего, поддержала создание под Парижем Русской духовной семинарии.
Русская Православная Церковь принимает участие в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической, которая обсуждает один из самых сложных вопросов православно-католических отношений — роль римского епископа. Однако между нами есть и общее понимание актуальных вопросов общественного развития. Наши Церкви занимают одинаковые позиции по проблемам либеральной секуляризации и глобализма, социальной и экономической этики, семьи и демографии. По указанным темам у нас есть перспективы взаимодействия на площадках международных организаций.
Мы поддерживаем связи и с протестантскими Церквами, однако, к сожалению, с рядом из них последнее время происходит охлаждение отношений. Это связано с тем, что в области богословия, экклезиологии и нравственного учения многие протестантские общины становятся на сторону секулярной идеологии. Некоторые деноминации узаконили благословение «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Наш долг мы видим в том, чтобы в духе христианской любви свидетельствовать протестантам о православной традиции, об апостольских правилах устройства церковной жизни.
Мы уделяем большое внимание развитию взаимодействия с государственными и политическими структурами стран дальнего зарубежья. Особенно актуально стало сотрудничество с теми странами, руководство которых разделяет обеспокоенность нравственным кризисом общества, размыванием традиционных ценностей, проблемой социальной несправедливости. Замечу, что все большее число государств воспринимает Московский Патриархат как достойного и авторитетного участника международного диалога.
Связи с зарубежными странами нашли продолжение в диалоге с гражданским обществом. Сегодня у нас сложились конструктивные отношения с общественностью Германии, Италии и Польши, развиваются с Южной Кореей и Турцией.
Важным направлением работы Отдела является поддержка соотечественников, проживающих за рубежом. Для Русской Церкви соотечественники — это не только выходцы из России, но и представители всех народов, окормляемых нашей Церковью — украинского, белорусского, молдавского и других. Проживая за границей, соотечественники нуждаются в поддержании постоянных связей с Родиной, сохранении своей духовной, культурной и национальной идентичности, языка, развитии диаспоральной консолидации, а также помощи в интеграции к местным условиям страны проживания. Задача Русской Церкви — поддержать соотечественников имеющимися в ее распоряжении ресурсами.
Большое внимание уделяется межрелигиозному диалогу. Многие вызовы современности, связанные с процессами глобализации, ростом экстремизма и терроризма, состоянием окружающей среды, требуют совместного ответа народов, который может быть найден, в том числе через сотрудничество традиционных религий. Вместе с лидерами традиционных религиозных общин мы свидетельствуем о важности сохранения духовного и нравственного измерения общественной жизни, необходимости бесконфликтного сосуществования народов, бережного отношения к природе.
Русская Православная Церковь развивает как двусторонний, так и многосторонний межрелигиозный диалог, в том числе на площадках международных организаций, обращая внимание мирового сообщества на проблемы абсолютизации свободы человека, диффамации религии, сохранения мест религиозного поклонения.
Русская Православная Церковь активно вовлечена в миротворческие процессы, в первую очередь на пространстве республик бывшего СССР, большинство из которых составляют нашу каноническую территорию. Эта деятельность проявляется как в усилиях по оказанию гуманитарной помощи там, где это необходимо, так и в международном переговорном посредничестве, активной общественной позиции по терроризму и экстремизму и военным агрессиям.
Общецерковная аспирантура и докторантура
Русская Православная Церковь придает большое значение подготовке своих научных, административных и церковно-дипломатических кадров. В сентябре 2009 года начала работу Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая готовит по нескольким программам — докторской, кандидатской (Ph.D), магистерской и программе повышения квалификации. Я являюсь ректором этого молодого духовного учебного заведения. В рамках аспирантуры действует кафедра внешних церковных связей, которая является профильной для нашего Отдела. Она — своего рода развивающийся научно-аналитический центр, занимающийся осмыслением актуальных тем внешней церковной деятельности.
На всех кафедрах аспирантуры приоритетной задачей является освоение иностранных языков. В числе преподаваемых у нас языков есть и французский.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru