Известный православный публицист, профессор Московской Духовной академии диакон Андрей Кураев назвал неадекватной реакцию представителей исламского мира на высказывания Папы Римского Бенедикта XVI в ходе лекции в Регенсбургском университете, сообщает «Интерфакс».
Негативную реакцию исламского мира вызывало заявление Бенедикта XVI, процитировавшего византийского императора XIV века Мануила II Палеолога, который обвинил пророка Мухаммеда в том, что тот посеял «зло и бесчеловечность», поскольку джихад «распространяет мечом собственную веру».
Между тем, как заявил отец Андрей, «когда речь идет о диалоге двух культур, важно помнить, как одна культура выглядит в глазах другой». «Папа и напомнил, как сарацины выглядят в глазах византийцев, но при этом он не призывал к тому, чтобы перенести эту точку зрения в XXI век», — сказал отец Андрей.
По его мнению, понтифик в своем выступлении «отметил проблемные точки восприятия мира ислама в других культурных мирах».
«В Христианстве и исламе существуют разные концепции священной войны. Если в Христианстве священная война может быть только оборонительной, то с точки зрения ислама высшая цель войны - это распространение идей Корана по всему миру, в том числе и боевыми средствами», — отметил отец Андрей.
В качестве исторического примера христианской концепции священной войны он привел разговор между святым равноапостольным Кириллом и арабами, описанный в житии святых Кирилла и Мефодия.
На вопрос арабских священников, как соотносятся войны византийского императора против арабов со словами Евангелия о непротивлении злу, св. Кирилл ответил, что в Писании есть и другие слова: «нет больше той любви, чем если кто душу свою положит за ближнего своего».
«Поэтому единственный разрешенный повод к войне — это война за освобождение заложников», — убежден отец Андрей.
Негативная реакция исламского мира на лекцию Папы Римского представляет собой, по мнению отца Андрея, «ведение джихада другими способами».
«Такая неадекватная реакция некоторых исламистских публицистов и организаций подобна реакции сектантов — «о нас или восторженно, или никак». Спокойный и объективный тон по отношению к ним обычно воспринимается сектантами как чрезвычайная обида», — заявил богослов.