Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия в Храме Христа Спасителя

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
13 марта 2011 г. 21:29

13 марта 2011 года, в неделю первую Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь об истории и духовном значении совершаемого сегодня празднества.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В первое воскресенье Великого поста мы празднуем великий праздник, именуемый Торжеством Православия. Этот праздник был учрежден в Церкви после окончательной победы над ересью иконоборчества, осужденной на VII Вселенском Соборе в малоазийском городе Никее в 787 году.

Учреждая этот праздник, благочестивые отцы и святители выражали свою надежду на то, что истина, дарованная Богом, всегда будет сохраняться Церковью, какие бы силы на эту истину ни ополчались. Ведь ересь иконоборчества была не только мировоззренческим вызовом Православию, не только несла в себе ложный интеллектуальный посыл, но и опиралась на мощную поддержку государства. Три императора, сменяя друг друга, проводили политику иконоборчества, употребляя и власть, и силу, и это было гонение на Церковь не со стороны язычников, а со стороны христиан, которые уклонились от истины и делали все возможное, чтобы ее разрушить. Даже когда при участии благочестивой императрицы Ирины в Софийском храме Константинополя собрался VII Вселенский Собор, чтобы под предводительством благочестивого Патриарха Тарасия осудить ересь иконоборчества, то и здесь враг рода человеческого в самый последний момент возжелал употребить силу, чтобы не допустить торжества Православия. В величественный храм ворвались воины, считавшие себя иконоборцами, и Собор не мог приступить к своим обязанностям — только покинув Константинополь и собравшись в Никее, святые иерархи смогли совершить это великое дело, и утверждено было Православие.

Вспоминая об этих давно прошедших временах, стоит и нам, современным людям, задуматься о том, что же такое вера, за которую так боролись отцы. Действительно, если окинуть взором всю историю после Христа, то можно свидетельствовать, что никакое другое человеческое убеждение, никакое другое мировоззрение не испытало на себе стольких попыток исказить или разрушить его. Эти попытки предпринимались на разных уровнях: на уровне мысли, философии, практики и, наконец, как только что было сказано, на уровне государственной политики. И мы знаем, что стояние за истину никогда не было простым — оно требовало мужества, твердости духа, силы веры, силы своих убеждений. Именно об этом мы слышали сегодня в послании к Евреям, где апостол вспоминает примеры веры в Ветхом Завете: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараона. Верою духовные вожди Древнего Израиля, судии и богодухновенные пророки покоряли царства, творили правду, получали обетование, заграждали уста львов, творили чудеса». И, продолжая, свидетельствует: «и мы, имея такое облако свидетелей, должны отвергнуть грех, запинающий нас, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса Христа, Господа нашего» (см. Евр. 11:24-26, 32-40; 12:1-2).

Что же такое была вера для Моисея, для судей, для пророков, для апостолов, для мучеников, для подвижников, для святых иерархов, для богоносных мужей, для новомучеников и исповедников Российских? Для них всех вера была не только убеждением, хотя и убеждением; и не только состоянием души, хотя, может быть, в первую очередь состоянием души. Вера для них всех была жизнью в Боге. Великий богослов святитель Филарет, митрополит Московский, мощами своими почивающий в этом кафедральном храме, сказал, рассуждая о вере, удивительные слова: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу». А под сердцем святоотеческая традиция всегда понимала совокупность всех духовных сил человека. Да, действительно, вера начинается в сознании как убеждение, а затем покоряет все естество человека, преобразуя его жизнь. А если этого не происходит, то вера вырождается в интеллектуальный изыск, в некое мудрствование, и она перестает быть жизненной, она перестает быть нужной для людей.

Вот почему многие попытки ослабить веру, изъять ее из жизни людей начинались с воздействия на сознание, на ум. Ереси и были интеллектуальным вызовом Православию: ссылаясь на пастырскую целесообразность, на логику, на здравый смысл, ссылаясь даже на необходимость поддерживать благочестие, еретики пытались внедрить в сознание Церкви ложные истины, разрушающие подлинную истину. Такого рода интеллектуальные попытки чаще всего заканчивались страшной борьбой, когда всеми силами Церковь должна была защищать православную веру, и милостью Божией она ее защищала.

Ничего не изменилось с тех стародавних лет. И сегодня на наше сознание обрушивается огромный информационный поток, который пытается разрушить православную веру. Нет ничего нового — все то же, что было на протяжении двух тысяч лет. Но как в прошлом, так и сейчас попытки ослабить или изменить веру, подвергнуть ее сомнению, осмеять, показать ее нежизнеспособность, ненужность для современного человека — все эти попытки никогда не увенчаются успехом, потому что Сам Бог дал людям дар веры, и Он помогает каждому верующему хранить этот дар. Как замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: «Свойство веры заключается в том, что она утверждается, когда против нее восстают». Так было в прошлом, так происходит и сегодня.

А для чего же нам нужно хранить веру? Зачем она нужна современному человеку, когда у него такая сила — сила разума, сила технологий, сила денег, сила организации? Быть может, опираясь на все эти силы, и удастся дать человеку счастье, без Бога построить Царство Небесное на земле? Но весь путь рода человеческого свидетельствует, что эта цель человеческими средствами недостижима. Царство Божие созидается силой Божией в ответ на нашу веру. А Царство Божие — это и есть торжество жизни, правды, мира, любви, радости. Царство Божие — это и есть то, что человек сознательно или несознательно воспринимает как цель своего бытия, как высшее счастье. И вера дает людям возможность достигать этой цели, достигать Божиего Царства уже здесь, на земле, создавая это Царство, по слову Божиему, в своем сердце (см. Лк. 17:21). И, наверное, главная причина, по которой вера православная несокрушима, и заключается в том, что через эту веру люди обретают такой опыт жизни с Богом, который превышает все радости земного мира. Именно этот опыт жизни в общении с Богом и наполняет наши сердца убежденностью в правоте веры и дает силы строить на этом убеждении свою жизнь.

И сегодня, празднуя Торжество Православия в XXI веке, мы повторяем то, что совершали отцы и в восьмом, и в девятом веке, и в последующих веках. Мы выражаем свое упование на Господа, на то, что Он, дав нам великое сокровище веры православной, поможет сохранить ее, оградить от всяких искушений и напастей и поможет устроять на этой вере нашу жизнь ради Царствия Божия. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге