Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

О Христе — с позиций серьезной науки. Комментарий председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды

О Христе — с позиций серьезной науки. Комментарий председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды
Версия для печати
28 марта 2011 г. 13:00

Статья председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды опубликована в газете «Известия» (выпуск от 28 марта 2011 г.).

С сожалением прочитал в любимой газете утверждение, что «в настоящее время исторически достоверных доказательств существования Иисуса Христа нет» и что впервые стать таковыми могут несколько свинцовых пластинок, недавно найденных на севере Иордании («Известия» за 23.03.2011 г., статья «Свинцовые свидетельства о Христе»).

Не исключая, что находка действительно может иметь историческую ценность, никак не могу пройти мимо тезиса о ее «первородстве». Конечно же это не так. Любой интересующийся историей христианства человек знает о существовании большого числа подтверждений реальности событий, описанных в Евангелиях, — как прямых, так и косвенных.

Рассмотрим только один факт. Древнейшей записью Евангелия до недавнего времени считался папирус Райленда, датирующийся ок. 120-130 гг. На нем сохранился фрагмент Евангелия от Иоанна. Папирус был найден в Нижнем Египте. Эта находка отстоит от предполагаемого церковной традицией времени написания данного Евангелия (96-100 гг.) всего на 20-30 лет! Случай для античных текстов уникальный, обычно первые дошедшие до нас рукописи отстоят от оригиналов на века. Кстати, папирус Райленда, опубликованный в 1935 году, заставил даже атеистически настроенных критиков отнести дату написания Евангелий в том виде, в каком мы их теперь знаем, к концу I века.

В чем уникальность этого случая? Может быть, не многие задумываются над тем, что у нас вообще нет никаких доказательств существования великих мудрецов древности, например, Сократа, — до нас дошли лишь воспоминания его учеников, да и те сохранились не полностью. (Кстати, сами воспоминания тоже сохранились не в оригинале, а в намного более поздних списках, отстоящих от времени написания оригиналов на несколько столетий). Но никто не сомневается в его историчности, потому что Сократ произвел настоящий переворот в истории идей. Наверное, для кого-то будет неожиданностью узнать, что фактов, подтверждающих евангельские события, намного больше, чем доказательств целого ряда иных исторических событий, в которых, повторяю, никто не сомневается. В скобках замечу, что сегодня вряд ли кто-либо знал бы о существовании такой исторической личности, как Понтий Пилат, если бы к нему не привели в свое время Иисуса из Галилеи.

С упоминанием в статье Туринской плащаницы, которая якобы «также не имеет никакого отношения к событиям I века, так как... возраст ткани соответствует примерно 1300 году», тоже не все так просто. Действительно, как мы знаем, в 1988 году по заданию Ватикана было проведено датирование Плащаницы методом радиоуглеродного анализа, по итогам которого было признано, что Плащаница была изготовлена в XIII веке. Но радиоуглеродный метод — безотносительно измерения возраста Плащаницы — многократно критиковался за серьезные погрешности при датировке. Они не так существенны, когда счет идет на тысячелетия, но в случае со столетиями весьма ощутимы. В ситуации же с Плащаницей существует даже предполагаемая причина погрешностей — святыня подверглась воздействию высокой температуры при пожаре. Это могло изменить структуру ткани и искусственно «омолодить» ее. При этом есть немало доказательств того, что на Плащанице запечатлен облик человека, казненного через распятие в Палестине I века н.э., — например, пыльца ближневосточных растений или анатомические подробности этой казни, неизвестные средневековым художникам. Но даже несмотря на все это, стоит помнить, что на вопросе о подлинности Плащаницы никогда не строились основания христианской веры.

Зачем нас тянуть в XIX век, к тезисам мифологической школы, объявившей Христа легендарной личностью, а евангельские рассказы о Нем — мифами? В современной библеистике — а это серьезная наука со своей историей, школами и традицией — да и вообще в современной гуманитарной науке вопрос об историчности существования Христа под сомнение не ставится практически никем из серьезных ученых. Не исключаю, что и сам автор публикации в «Известиях» в данном случае сомнений не испытывает. Но, приветствуя новую находку, не будем забывать и об уже существующих доказательствах историчности Христа.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Сочинская епархия направила 5 тонн мандаринов беженцам и пострадавшим мирным жителям зоны конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 9-23 декабря 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14-30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)