Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Входа Господня в Иерусалим в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Входа Господня в Иерусалим в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
17 апреля 2011 г. 15:44

17 апреля 2011 года, в неделю 6-ю, ваий (Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим радостным светлым весенним праздником Входа Господня в Иерусалим. Вы уже слышали в сегодняшнем чтении из послания к Филиппийцам святого апостола Павла замечательные слова: «Всегда радуйтесь; и еще говорю — радуйтесь» (см. Флп. 4:4). Почему именно эти слова предлагает Церковь в день воспоминания о входе Господнем в Иерусалим? Да потому, что народ радовался: люди кричали «осанна», постилали по дороге одежды свои, срезали ветви деревьев и бросали их под ноги Спасителя, приветствуя Его как победителя смерти, ибо все были наслышаны о том, что Он силой Своею воскресил четверодневного Лазаря…

О какой же радости нам говорит апостол? Он предлагает нам радоваться так, как радовались жители Иерусалима? Совсем нет, потому что одни жители Иерусалима были напуганы чудом воскрешения Лазаря, другие удивлены и видели в Том, Кто совершил это чудо, великого, ни с кем не сравнимого Человека; а потому и радовались, что Этот Человек идет в столицу, ведь Он Своей силой поможет им решить их проблемы — от самых больших, таких как освобождение от римлян, до самых малых, с которыми каждый сталкивался в своей жизни.

Радовались, веселились — но ведь радость и веселье могут быть разными. И мы знаем, что та радость и то веселье, которые были у жителей Иерусалима, через несколько дней сменились криками «Распни!». Тот, на Кого люди надеялись, что Он освободит их от римлян, поможет каждому в его жизни, — оказался после ареста таким слабым измученным, избитым, оплеванным... Что этот несчастный может сделать для них? О каком освобождении от римлян может идти речь, если даже в своей повседневной жизни никто не может опереться на этого слабого, изничтоженного, поруганного, осмеянного и предназначенного к позорному распятию Человека? И вот прошла радость, и прошло веселье...

В нашей жизни многие также считают, что веселье является синонимом радости и что чем больше веселья, тем жизнь счастливее. Но ведь мы хорошо знаем, как быстро смех сменяется слезами, как веселье оканчивается дурным похмельем — не только в прямом, но и в переносным смысле этого слова. И вот на месте радости и веселия скорбь, пустота, неудовлетворенность — одно сменяет другое. Кстати, наши современники хорошо почувствовали, что после смеха, веселья, радости очень часто наступает скверное состояние души. Поэтому люди подключают себя к постоянным источникам веселья как к некому допингу, чтобы сократить время скорби, — а оно не сокращается…

Достаточно только взглянуть на телевизионные передачи. Ну когда такой процент этих передач был посвящен веселью? Такое впечатление, что люди больше ничем не занимаются, как только веселятся. Эта потребность в веселье свидетельствует о чем-то тяжелом и опасном, что происходит в наших душах. Человек, у которого есть внутренняя радость, не нуждается постоянно во внешнем веселье. Эти слова не следует понимать в том смысле, что никакого человеческого веселья вообще не нужно. Оно ведь было всегда — и праздники, как светские, так и церковные, и добрые дружеские застолья... Но если человек постоянно нуждается в том, чтобы подключать себя к внешним источникам, передающим некие поводы к веселью, то это свидетельствует о духовной пустоте и внутренней скорби и страданиях.

Вот почему мы сегодня читаем послание апостола Павла к Филиппийцам, где он говорит: «радуйтесь; и всегда радуйтесь». Но радуйтесь не так, как радовались в древности жители Иерусалима, встречавшие Господа; радуйтесь не так, как мы сегодня радуемся и веселимся, припав к экранам телевизоров. А как же тогда радоваться? В этом же послании апостол говорит: «Мир Христов, который превыше всякого мира, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (см. Флп. 4:7).

Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему и говорит апостол: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.

А мир Христов — это наши убеждения (именно поэтому апостол говорит о помышлениях) и состояние души (поэтому апостол говорит о сердце). Сюда же можно еще добавить волю человека, ориентированную на добрые дела. Неслучайно, размышляя на тему сегодняшнего праздника, преподобный Андрей Критский так замечательно сказал: «Вместо этих ветвей деревьев вручи Господу свои добродетели». Не надо размахивать ветвями, не надо стремиться к выражению внешней, поверхностной, быстро проходящей радости. Ты вручи Ему свои добрые дела, ты открой перед Ним свое сердце, ты открой перед Ним свой разум, и тогда мир Христов, который превыше всякого мира, соблюдет и сердца, и помышления наши во Иисусе Христе, Господе нашем.

Сегодняшняя радость накануне воспоминания о страданиях Спасителя помогает нам понять непреходящие источники подлинной человеческой радости, а значит, подлинного человеческого счастья, потому что там, где непреходящая радость, там и счастье, там и блаженство, там и Царство Божие.

Пусть слова апостола, сказанные сегодня с такой силой, не уйдут из нашей памяти и помогут нам понять прямую связь между радостью и счастьем и миром Христовым, который принадлежит и сердцу, и уму нашему. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина