18 апреля 2011 года, в Великий понедельник, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Сергиевском соборе Высоко-Петровского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Преосвященство, Преосвященный наместник и игумен Меркурий! Ваше Высокопреосвященство, владыка Феогност! Дорогие отцы, братия и сестры!
Радуюсь, что поприще Страстной седмицы начинается с этого монастыря, одного из самых древних в нашей столице. Высоко-Петровский монастырь связан с именем святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, которого мы неслучайно называем святителем Московским, потому что именно он избрал Москву местом, где должен был быть воздвигнут кафедральный собор всея Руси, и куда должна была переместиться кафедра Первосвятителей земли Русской. Поэтому святитель Петр — основоположник Москвы как Первопрестольного града, и память о нем сохраняется с таким благоговением, что и ныне каждый Патриарх, восходящий на Первопрестольную кафедру, принимает в руки свои подлинный жезл святителя Петра как символ преемства со Святой Русью, с Киевскими холмами, где совершилась тайна воцерковления народа нашего, и с первыми усилиями святителя Петра по созиданию Москвы как Первопрестольного града святителей земли Русской.
Каждый день Страстной седмицы отмечен особыми воспоминаниями. После торжественного входа в Иерусалим Господь каждый вечер, проведя день в Святом граде, отправлялся с учениками Своими на гору Елеонскую. В эти дни Он обращал к ним особо сильные, исполненные глубочайшего смысла слова, открывая тайны Царствия Божиего, приоткрывая завесу будущего всего человеческого рода.
С понедельником связано особое событие. По пути в Иерусалим Господь и Его ученики увидели смоковницу — инжирное дерево, покрытое богатыми листьями. Проголодавшиеся путники подошли к этому дереву, и Господь стал искать плод, но ни одного не нашел. И тогда Он проклял смоковницу.
Известно, как критики Евангелия — люди, которые по разным причинам не могли и не могут принять слово, переданное роду человеческому Господом Иисусом Христом, — критиковали этот отрывок. Замечательно отвечает на эту критику святитель Иннокентий Херсонский. По его словам, дело, конечно, не в том, что Господь, обиделся на смоковницу: «хотелось вкусить плода, а его нет — так будь ты проклята». Совсем не то хотел сказать Спаситель, но осудил смоковницу, чтобы дать нам пример того, что бесплодие наказуемо.
И совершенно неслучайно в этот же день Он рассказывает притчу о злых виноградарях — тех самых, которые не хотели отдавать плодов виноградника своему господину и побивали посланных к ним и, наконец, сына его убили. В прямом смысле эта история относилась к народу иудейскому, который в своей религиозной жизни перестал к тому времени плодоносить, почему и Спаситель пришел — чтобы и этот народ, и все народы земли оказались способными приносить плод. И притча о виноградарях помогает нам понять смысл осуждения смоковницы. Господь осуждает бесплодие, когда человек не приносит плода, когда вся жизнь проходит, — а плода нет.
У каждого может быть свой плод. Один плод видим только близким, родным. Есть и такие плоды, которыми наслаждаются многие, — величайшие изобретения, творческие прозрения, замечательные произведения искусства. Бывают удивительные таланты, которыми некоторых одаривает Бог, чтобы они руководили другими людьми, — тогда плодом является общее действие многих, направленное на улучшение жизни. Но Господь, осуждая и смоковницу, и виноградарей, имел в виду в первую очередь иные плоды, а именно плоды духа. Плод, который вызревает в глубине человеческой души, должен принести каждый из нас; и если мы явимся на Страшный суд, не имея этих плодов, то будем осуждены и прокляты так же, как бесплодная смоковница.
Может быть, страшные слова, обращенные Господом к тому древу и ставшие назиданием для многих, помогут и нам в начале Страстной седмицы понять, что без плода духа нет жизни и нет жизни вечной. Мы знаем, что это за плод. И апостол Павел учит нас об этом; и проповедь церковная внушает нам изо дня в день, что есть плод духа. Страстная седмица и дается нам для того, чтобы, пройдя поприще Святой Четыредесятницы и, может быть, что-то не успев сделать за эти сорок дней Великого поста, мы в эти святые дни, проникаясь смыслом всего того, что Бог во Христе совершил ради нашего спасения, подвигли себя к тому, чтобы принести плод Господу, плод нашей жизни, которым и оправдаемся на Страшном суде Божием. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси