19 апреля 2011 года, в Великий вторник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, посвященным духовному смыслу воспоминаемых в Великий вторник поучений Господа Иисуса Христа.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Многочтимая матушка игумения! Дорогие братья и сестры!
С радостью совершил я сегодня, во второй день Страстной седмицы, вместе со своими собратьями-архипастырями и сонмом духовенства Литургию Преждеосвященных Даров в этом древнейшем женском монастыре Первопрестольного града.
Господь Иисус Христос, взойдя в Иерусалим, до Своих страданий проводил утренние часы во граде, а во второй половине дня уходил на Елеонскую гору, где общался со Своими апостолами и открывал им тайны Царствия Божиего, говоря о том, что, может быть, в другое время и не говорил. Все эти дни — понедельник, вторник и среда — наполнены поучениями Спасителя. Но совершенно особой силой звучат те слова, которые Он произнес во вторник. Как мы слышали только что из Евангельского чтения, Господь, завершая Свои поучения, сказал, что через два дня Пасха и надлежит пострадать Сыну Человеческому (см. Мф. 26:2). За два дня до Своих страданий и смерти Он обращает к ученикам слова, которые, может быть, являются самыми важными во всем Евангелии. Это слова о будущем — о том, что ждет каждого человека и весь род человеческий.
Господь говорит, как всегда, притчами, но притчами очень ясными, и сегодня мы их слышали. Это притча о нерадивом рабе, который не сумел позаботиться о тех, кто был вверен ему господином, — за что и получил наказание. Это притча о десяти девах, неразумных и разумных, которые вышли в сретение жениха, и разумные встретили жениха с зажженными светильниками и вошли на брачный пир, а перед неразумными двери были закрыты. Это притча о талантах — в ней Господь говорит о том, что каждому человеку даны дары от Бога и он ответит за то, как он эти дары использовал, когда предстанет пред Божественным Судией. И, наконец, мы услышали пророчество о Страшном суде, о конце времен, о том, кого Господь оправдает и кого осудит.
Как удивительно сильно звучат эти слова: «Приидите, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира, ибо Я был голоден, и вы накормили Меня; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приютили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; был в темнице, и вы пришли ко Мне» (см. Мф. 25:34-46). И Господь на суде оправдывает тех, кто сделал все это ближнему своему, ибо, творя добро ближним, мы совершаем то, что Бог повелел нам, то есть приносим Ему самую дорогую и благоуханную жертву. Те же, кто не видел в ближних образ Божий, кто не растворил свою жизнь милосердием, того Господь извергает в геенну огненную.
Размышляя о сегодняшнем Евангельском чтении, святитель Иннокентий Херсонский высказал очень правильную, глубокую мысль, помогающую нам понять, что происходит с человеком во время его земного бытия. «Се, Жених грядет в полунощи...», — воспевает Церковь. Кто же Сей Жених? Это Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Почему же мы называем Его Женихом? Жених — это тот, кто обещает своей избраннице вступить с ней в брак; но брака еще нет, потому что если жених вступает в брак, он уже именуется мужем. Но мы ждем жениха: «се, Жених грядет в полуночи…» И, размышляя об этом, святитель Иннокентий говорит, что жених — это тот, кто обручен невесте, мы же все обручены Сыну Божиему в момент нашего Крещения. А брак отложен — до того момента, когда мы переступим черту физической жизни и смерти; и особым образом этот брак отложен до Страшного суда, когда окончательно определится судьба каждой человеческой души.
Как в жизни земной те, кто обручен, могут находиться рядом или жить на расстоянии или даже быть отдаленными на многие и многие километры друг от друга; как те, кто обручен, несомненно сталкиваются с искушениями и соблазнами, в том числе с соблазном изменить данному в обручении обещанию — «ведь брака еще нет!», так и в жизни Церкви это обручение Спасителю есть не что иное, как обещание верности. Но если мы в нашей земной жизни изменяем Христу, отказываемся от исполнения Его воли, Его закона, тех правил жизни, которые Он нам дал, если вместо Него мы обретаем иные цели и ориентируемся на иные ценности, то мы нарушаем верность и никакого брака не будет, ибо на нарушивших верность не женятся и замуж за них не выходят.
И, продолжая размышления на эту тему, святитель Иннокентий говорит о том, что бОльшая часть нашего сердца и ума занята не Христом. И он сказал об этом в то более или менее, как нам кажется, спокойное время, когда Церковь Христова ничем и никем не стеснялась, свободно проповедовала, находясь под покровительством православного императора, и казалось, что все идет благополучно и правильно. Но и святитель Иннокентий, и многие другие пастыри прозревали, что не все благополучно, потому что сердца человеческие отдавались не Христу, а маммоне, деньгам, власти, каждодневным заботам…
А что же говорить о нынешнем веке, когда так назойливо нам предлагаются эти лжеблага, когда с такой силой они навязываются каждому человеку как некий идеал жизни! Ничего подобного во времена святителя Иннокентия не было, но уже тогда, по его словам, многие отдавали сердце не Христу. Сколько же сил требуется, чтобы сегодня не изменить Жениху, остаться со Спасителем и не пленить сердце и разум этой внешней шелухой, этими елочными игрушками, этими блестками, этой пустотой жизни, которая манит человека так, как блестки на елке манят к себе ребенка!
Верность Спасителю предполагает в первую очередь духовное трезвение. Мы должны быть духовно трезвыми. Мы должны быть способны различать духов. Мы должны быть способны отличать подлинные ценности бытия от ложных, суетных лжеценностей, привлекающих человека только своей внешней привлекательностью.
Откуда же нам взять силы на все это? Где набраться духовной мощи, чтобы противостоять огромному потоку искушений, соблазнов, лжеучений, всего того, чем враг рода человеческого пытается пленить сознание и сердца людей? Нет такой силы и нет такой возможности, как только Сам Христос.
Вот почему и дается нам поприще поста и молитвы, чтобы, накладывая на себя подвиг — такой небольшой, такой слабый, — мы постарались воспитать свою волю в послушании Богу. Чтобы, участвуя в богослужениях, которые по-прежнему занимают меньшую часть нашего времени, мы научились слышать голос Божий — и в словах молитв, и в ответе на нашу собственную личную молитву. Чтобы, причащаясь Святых Христовых Таин, мы почувствовали реальную помощь Божию, способную помогать нам отражать прилоги диавольские.
«Се, Жених грядет в полунощи…» Будем помнить эти слова. Никто не знает, когда эта полунощь наступит для каждого из нас — мы все под Богом ходим и в любой момент предстанем Господу. Что скажем мы Ему, если ум и сердце были пленены другими целями и ценностями? Что скажем, если не уберегли нашей верности, не сохранили веру и преданность Ему? Ничего не скажем, как не могли сказать те немудрые девы, что, не имея елея, зажгли свои светильники, идя навстречу жениху. Но не могли гореть их светильники, и пришлось им идти в город, чтобы купить елей — потому что не было лишнего елея у мудрых дев; и опоздали немудрые к встрече жениха…
Пусть Господь помогает нам жить так, чтобы в любой момент мы с радостью могли сказать: «Се, Жених грядет в полунощи, и со смирением иду навстречу Жениху и Господу и Судии моему». Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси