Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Предстоятеля Русской Церкви после утрени Великой среды в Заиконоспасском монастыре Москвы

Слово Предстоятеля Русской Церкви после утрени Великой среды в Заиконоспасском монастыре Москвы
Версия для печати
19 апреля 2011 г. 23:08

Вечером 19 апреля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Предстоятель Русской Церкви принял участие в богослужении в канун Великой среды в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа, после чего обратился к верующим с проповедью.

Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с завершением Великого и Святого вторника — того самого дня, когда мы вспоминаем особо важные обращения и наставления Спасителя.

Вторник посвящен теме конца века сего и Страшному суду; и все поучения Господа — вокруг именно этой темы, чтобы каждый понял, что перспектива конца и суда неотвратима для каждого человека. И поучения Спасителя, которые Он преподает и через притчи, и через пророчества, направлены на то, чтобы помочь людям осознать смысл своей жизни, а смысл заключается в том, чтобы жить по Божиему закону, в соответствие с Божиим промыслом, в соответствии с Божиим замыслом о мире и о человеке.

Нам иногда кажется, что суд — это какая-то далекая перспектива. Но суд Божий — не одномоментное действие. Суд Божий осуществляется и в истории этого мира — в отношении и каждого человека, и человеческих сообществ, и целых человеческих цивилизаций. Суд совершается неотвратимо. Если кому-то кажется, что зло ненаказуемо, то либо взор такого человека слаб и он не способен прозревать смысл происходящего, либо просто временная дистанция слишком коротка, чтобы делать заключения о Божией справедливости.

Мы судимы за наши мысли и дела при нашей жизни. Иногда нам кажется, что по непонятным причинам на нас вдруг обрушиваются невзгоды, болезни, неудачи. Ничего не происходит с нами без воли Божией — даже волос с головы не может упасть. Но это не значит, что Господь управляет нашими судьбами, нашими жизнями механически. Это не значит, что мы лишены всякой свободы. Мы живем свободно и сами выбираем свой путь, свое место в жизни, сами определяем свое место по отношению к Богу. А вот последствия этого выбора привлекают к нам либо милость Божию, либо Божие наказание. Поэтому не Бог нас наказывает — мы себя наказываем, поставляя под гнев Божий, под Божию справедливость. И завершится эта тайна Божественного суда над нами уже в вечности, когда весь род человеческий предстанет пред Богом на Страшном суде.

Путь, который каждый из нас проходит, оканчивается там, на Страшном суде. И да поможет нам Господь, несмотря на суету и соблазны жизни века сего, никогда не терять этой перспективы, которая только и имеет силу привести нас к жизни вечной.

Завершается Великий вторник уже темой среды, когда Церковью предлагаются размышления о предательстве Иуды и о поступке блудницы, которая омыла ноги Спасителя миром. Каждый день этой седмицы исполнен великого смысла, и богослужения помогают нам этот смысл понять. Я хотел бы от всего сердца пожелать всем нам не растерять великих сокровищ, которые дарует нам Церковь в эти дни. И руководствуясь величайшей, Божественной мудростью, растворенной в священных текстах, столь прекрасно предлагаемых нам православным богослужением, мы будем обретать способность, очищая пред Божией правдой свою совесть, восходить от силы к силе.

В первую очередь я желаю всего того, о чем только что говорилось, монашествующим. Радуюсь тому, что имел возможность помолиться сегодня вместе с вами в этой исторической, прославленной Заиконоспасской обители, вспоминая события того самого вторника, в центре которого были молитва и поучения нашего Господа и Спасителя.

Я хотел бы в преддверии дня Святой Пасхи исполнить то, что соответствует укладу монастырской жизни, а именно возвести в сан игумена наместника сей ставропигиальной обители. В связи с принятым Архиерейским Собором решением, что каждый настоятель, настоятельница или наместник монастыря должен иметь игуменское посвящение, — ибо игумен и есть начальствующий в монастыре, — возводятся ныне в игуменское достоинство те настоятели монастырей, которые такового достоинства не имели.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина