Религиозные деятели и эксперты пока не сходятся во мнениях о преподавании основ православной культуры в российских школах. Об этом свидетельствуют итоги «круглого стола» «Основы православной культуры: за и против», который прошел во вторник в РИА «Новости».
«Я поддерживаю введение этого предмета повсеместно и не возражаю, если регионы примут решение сделать этот предмет обязательным», — заявил зампредседателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы РФ Александр Чуев.
Он убежден, что «этот культурологический предмет представляет собой очень важный элемент нравственного воспитания в школе и будет способствовать только развитию толерантности», а в «смешанных регионах» преподавание параллельно основ двух религиозных культур «привело бы только к взаимообогащению и укреплению взаимопонимания».
«Сейчас же, при отсутствии религиозного образования, конфликт идет по нарастающей. Нетерпимость, проявления ксенофобии в обществе сегодня отчасти обусловлены именно отказом от разумного, культурологического преподавания религиозных дисциплин в школе», — считает настоятель храма святой Татьяны при МГУ им. Ломоносова протоиерей Максим Козлов. По его словам, стремление ввести предмет в сетку часов обусловлено тем, что факультатив многие школьники посещать просто не смогут. При этом священнослужитель не допускает принуждения в посещении того или иного религиозно-ориентированного предмета или требований от ученика абсолютного согласия с преподавателем, а для атеистов предлагает создать учебник «по светской этике».
Аналогичного мнения придерживается ведущий телепрограммы «Судите сами» Максим Шевченко. Он предлагает мусульманам, протестантам, католикам, буддистам создать учебники по основам своих культур, поскольку «преподавание религии является важнейшим правом человека на свободу».
За введение «Основ православной культуры» высказался также сопредседатель правления Союза писателей России Сергей Перевезенцев, подчеркнув, что на обычных предметах в школах сегодня продолжается навязывание определенного религиозного мировоззрения — «человекобожия».
«Мы не против «Основ православной культуры» как факультатива, на добровольной основе, с согласия родителей. Мы тоже готовим учебник по основам исламской культуры. Но мы выступаем против введения этого предмета в государственной муниципальной школе в качестве обязательного. Это приведет к ущемлению прав детей, мусульман, прежде всего», — заявил представитель Совета муфтиев России, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин.
«То, что в четырех областях РФ решением местных законодательных органов предмет введен в качестве обязательного, нарушает основополагающие принципы нашего государства. Мы считаем, что расширение преподавания «Основ православной культуры» может возыметь ряд политических и духовно-нравственных последствий, губительных для будущего России как многонационального, многоконфессионального, единого государства», — добавил Муртазин.
Представитель департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства образования и науки РФ Татьяна Петрова возразила, что не в четырех, а только в двух (Белгородской и Брянской) областях основы православной культуры (под названиями соответственно «Православная культура» и «Встреча с историей») преподаются как обязательный предмет. А в ряде других регионов, в том числе Смоленской и Калужской, «это все происходит на факультативной основе». «Регион имеет право на определение регионального компонента образования», — отметила Петрова, сравнив изучение истории и культуры традиционных религий с «духовным краеведением».
Кроме того, она сообщила, что Минобразования разрабатывает новое поколение государственных образовательных стандартов, в котором предполагается и «блок об истории и культуре традиционных религий», который позволит, в частности, проводить соответствующую экспертизу учебников.
Автор учебника «Основы православной культуры» Алла Бородина отметила, что использовала «религиозно-познавательный», а не «вероучительный» подход. «Я разработала как раз такой курс, чтобы не было религиозной эксплуатации. Курс родился в рамках программы «История религиозной культуры», — отметила она. Основам прав православной культуры в учебнике отводится 60-65%, оставшийся объем занимает история других религиозных традиций.
Партнер коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры», адвокат Наталья Барщевская высказалась за преподавание истории традиционных религий в рамках одного курса. Представитель же РПЦ возразил, что «это возможно только на базе атеистической установки», а потому неприемлемо для Церкви.
Большинство участников «круглого стола» сошлись лишь в том, что не возражают против преподавания основ культуры той или иной традиционной религии на добровольной основе и факультативно.
РИА «Новости»/Патриархия.ru