Международная научная конференция «Паломничество как обряд и поиск: религиозные практики в движении» открылась 23 октября в зале ученых советов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Это уже третья конференция, организованная совместно Франко-российским центром общественных и гуманитарных наук в Москве и Центром изучения религий РГГУ.
Как отметил ведущий конференции, доктор исторических наук Александр Агаджанян, общая цель этого исследовательского проекта — социо-анропологический анализ «живых форм религиозности», существующих религиозных практик. С этой точки зрения участники форума — сотрудники и аспиранты РГГУ, институтов Российский академии наук, Европейского университета (Санкт-Петербург), Таллинского университета, а также сотрудники Парижского Центра международных исследований подходят к изучению паломничества.
Паломническое движение растет и развивается по всему миру, паломничество — одна из наиболее динамично развивающихся сфер религиозной практики, поэтому зарубежные ученые проявляют повышенный интерес к изучению этого феномена. В Русской Православной Церкви в последние годы также заметно оживился интерес к паломничеству, однако на конференциях по этой тематике представлены, в основном, исторические и миссиологические исследования. По словам А.Агаджаняна, данная конференция ставит своей задачей рассмотреть паломничество как одну из древнейших и наиболее «комплексных, многогранных форм религиозной практики», которая включает, помимо собственно религиозного, социологический, культурный, экономический и даже политический аспекты.
Первый — теоретический — доклад был сделан известным индологом Ириной Гущиной, которая взяла на себя труд проанализировать всю историографию исследований паломничества за последние 20 лет. Основоположниками этих исследований принято считать Виктора и Эдит Тэрнеров, которые в своих работах «Символ и ритуал», «Образ и паломничество в христианской культуре» очертили круг проблематики исследований, нашли первые определения паломничества и предложили выделить эти исследования в специальную область — пелигримологию. За эти пару десятилетий появилось множество трудов английских, американских и европейских коллег Тэрнера, в которых даны варианты определений фаз паломничества, классификаций их типов, исследуются различные аспекты паломничеств. Ирина Гущина не считает целесообразным выделять специальную науку о паломничестве, но видит перспективу исследований этого феномена на стыке различных научных дисциплин.
Многоплановость паломничества как объекта изучения продемонстрирована уже самой программой конференции. Первое же заседание было посвящено межконфессиональным исследованиям. Так, французская исследовательница Анн-Софи Вивьер выступила с докладом «Паломничества и межконфессиональные отношения в исламских странах». Аспирантка РГГУ Наталья Киреева рассказала о результатах полевых исследований в г.Черновцы «Феномен поклонения славянского населения еврейским святым на территории Западной Украины». С большим интересом обсуждался также доклад Марии Каспиной «Паломничество к могилам еврейских праведников в Израиле и Восточной Европе».
Около десятка докладов были посвящены паломничеству в Русской Православной Церкви: П.Чистяков «От «приходящей» святыни к святыне «стационарной»: восстановление паломничества в 1940-е гг.», О.Сибирева «Рязанское епархиальное управление как координатор паломнической деятельности в регионе», К.Русселет (Париж) «Паломничество и новомученики в России: Бутово и Екатеринбург», И.Пярт «Паломники и старцы: символический обмен и логика дарения», Н.Митрохин «Организация паломничества как бизнес: на примере современной РПЦ». И.Ружинская (Петрозаводск) представит исследование «Паломничество в религиозной практике староверов: традиции и перспективы».
Ряд докладов был посвящен исламской тематике: Б.Балчи «Мусульманские паломничества в Центральной Азии», К.Айсин «Виртуальная Мекка в пригороде Казани: община файзрахманистов». В некоторых докладах затрагивались общие семантические и культурологические проблемы паломничеств: А.Панченко «Как делаются святыни: локальные сообщества и производство сакрального в массовой религиозной культуре», Ж.Кормина «Статус почитаемого места и способы его репрезентации».
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru