Перспективы использования современного брендинга в области миссионерской деятельности и оформлении православных СМИ обсудили на проектном семинаре «Современная визуальная культура и возможности ее миссионерского использования», который состоялся в рамках фестиваля «Вера и слово» 31 октября.
Проектный семинар начался с доклада священника Андрея Лобашинского, посвященного общим тенденциям в современном процессе визуализации православной культуры. Церковь не живет обособленно — во все исторические периоды на нее оказывает влияние секулярное культурное поле. С одной стороны, можно отметить негативные аспекты этого влияния. Прежде всего, это процесс утраты сакраментального значения иконы, ее превращение в культурный артефакт, безразличный к его применению: распространение образа, к сожалению, не послужило освящению мира, а привело к профанации самого образа. Но с другой стороны, необходимо моделировать визуализацию православной культуры по законам современного медиа-мира.
Павел Бусалаев, сотрудник научно-исследовательского центра «Церковь в информационном обществе», заметил, что для православного издания существует два источника образности — литургического искусство, которое «мы должны нести миру» и образный ряд, который продуцирует современное искусство. В рекламе также широко распространено использование библейской, церковной образности. В процессе «войны брендов» компании стремятся захватить все более высокие области: от космической («Вместе мы заставляем мир двигаться» компания «МегаФон» и McCann Erickson) до надкосмической, то есть сакральной (питьевая вода «Благая весть», рекламная кампания IKEA «Прикрой наготу мужа своего» и т. д.). По мнению Павла Буслаева, этого не стоит бояться — такую ситуацию можно использовать в миссионерской деятельности.
Отталкиваясь от неверной трактовки, представленной в бренде, можно увлекательно рассказать, что такое на самом деле Благая Весть и кто «заставляет мир двигаться».
Большинство православных изданий обращается к читателю все еще на языке XIX века. При попытке вписаться в новый контекст многие обращаются к литургическому искусству и снова попадают впросак.
Выход из такой ситуации, по мнению Павла Бусалаева, — разговор в притчах и использование рекламных образов. На церковную журналистику тяжелым грузом легла ноша благонамеренности, о сохранении которой «заботится» даже Московский Комсомолец. «Рыночный образ Православия — главный враг Православия, — заметил Павел Бусалаев. — Но мы можем быть креативными и свободными».
«Вера и слово»/Православие.ru