В апреле 2011 года Правительство Российской Федерации приняло три подзаконных акта в целях реализации Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Журнал «Приход» (№4 (100), 2011 г.) продолжает серию публикаций [1], посвященных этой теме. Содержание подзаконных актов комментирует руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега).
Определены перечень и порядок выдачи документов, обосновывающих право религиозной организации на передачу ей имущества
1. Кратко о подзаконных актах, необходимых для реализации Закона
На сегодняшний день приняты следующие подзаконные акты, необходимые для реализации Федерального закона № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее — Закон):
постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 300 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым внесены поправки в части исключения из данного постановления норм, не соответствующих новому закону, и в части уточнения порядка передачи музейных предметов (коллекций) и документов Архивного фонда Российской Федерации;
постановление Правительства РФ от 26.04.2011 № 324 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"», определяющее органы исполнительной власти, уполномоченные на решение вопроса о передаче имущества религиозным организациям;
постановление Правительства РФ от 26.04.2011 № 325 «О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи», определяющее перечень документов, которые должны прилагаться к заявлениям религиозных организаций о передаче имущества.
Проекты данных подзаконных актов разрабатывались во взаимодействии с уполномоченными структурными подразделениями Московской Патриархии.
Кроме того, подготовлены проекты следующих подзаконных актов:
проект постановления Правительства РФ, определяющего порядок формирования плана передачи религиозным организациям федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за государственными учреждениями и предприятиями, а также относящегося к жилым помещениям;
проект постановления Правительства РФ, определяющего порядок формирования работы Комиссии по вопросам разрешения разногласий.
На стадии разработки находятся приказы Минэкономразвития России, определяющие примерную форму договора безвозмездного пользования имуществом и типовую форму решения уполномоченного органа о передаче имущества.
2. Суть заявительного порядка передачи. Федеральные органы, уполномоченные на передачу имущества
В свете принятых подзаконных актов хотелось бы детально прокомментировать порядок передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества, предусмотренный Законом.
Данный Закон устанавливает заявительный порядок передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения. В качестве заявителя может выступить любая российская религиозная организация. В свою очередь, государственное или муниципальное имущество религиозного назначения не может быть безвозмездно передано иностранным религиозным организациям и представительствам иностранных религиозных организаций. В случае подачи ими соответствующих заявлений, в передаче имущества будет отказано (ч. 1 ст. 8 Закона).
Напомню, что, согласно Закону, на безвозмездной основе в собственность либо в безвозмездное пользование религиозных организаций может быть передано не только государственное или муниципальное имущество религиозного назначения, но также находящееся в государственной или муниципальной собственности:
имущество, предназначенное для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующее с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс (ч. 3 ст. 5 Закона);
имущество, которое на день вступления в силу Закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в ст. 2 данного Закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование (ч. 1 ст. 12 Закона).
В целях подтверждения соответствия передаваемого религиозным организациям имущества критериям, установленным в отношении такого имущества федеральными органами исполнительной власти, осуществляется проверка его фактического использования (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.04.2011 № 324 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»).
Передача религиозным организациям такого имущества производится в установленном Законом порядке (ч. 3 ст. 5, ч.1 ст. 12 Закона).
Заявление о передаче имущества (в произвольной форме) подается религиозной организацией (после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации) в федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, которые уполномочены, соответственно, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения (далее - уполномоченные органы).
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.04.2011 № 324 федеральными уполномоченными органами являются:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о передаче религиозным организациям федерального имущества;
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о передаче религиозным организациям федерального имущества, если управление и распоряжение таким имуществом осуществляются Вооруженными Силами Российской Федерации или такое имущество является имуществом подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций;
Управление делами Президента РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о передаче религиозным организациям федерального имущества в случае, если такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, а также на принятие решений в отношении имущества казны Российской Федерации, управление и распоряжение которым возложены на Управление делами Президента Российской Федерации.
Важно отметить, что на практике, до вступления в силу Закона возникали сложности с безвозмездной передачей религиозным организациям Русской Православной Церкви зданий православных храмов и иных объектов недвижимости религиозного назначения, расположенных на территории воинских формирований. Дело в том, что, согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2001 № 490 (в ред. от 10.03.2009 № 219), Минобороны России, уполномоченное распоряжаться такими объектами, не было отнесено к числу федеральных органов исполнительной власти, имеющих право безвозмездно передавать религиозным организациям федеральное имущество религиозного назначения. Как видим, с принятием Закона и подзаконных актов ситуация в этой сфере существенно изменилась.
В заявлении религиозной организации о передаче имущества должна быть изложена просьба о передаче имущества в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования имущества, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования, вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества.
Заявление религиозной организации о передаче имущества подлежит опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет в недельный срок со дня принятия заявления к рассмотрению (ст. 11 Закона). Данное заявление должно быть рассмотрено уполномоченным органом в месячный срок со дня его поступления.
3. Перечень и порядок выдачи документов, обосновывающих право религиозной организации на передачу ей имущества
К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения (ст. 6 Закона).
Перечень и порядок выдачи таких документов устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 325, согласно которому к заявлению религиозной организации о передаче в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 12 Закона, должны быть приложены следующие документы:
1.Копии устава религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц.
2. Документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества.
3. Копии устава руководящего органа (центра) религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.
4. Квитанция об отправке либо копия расписки в получении копии заявления в адрес государственного или муниципального унитарного предприятия, либо государственного или муниципального учреждения, либо третьего лица, если на дату подачи заявления соответствующее имущество принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо третьим лицам на ином праве.
5. Архивная справка, содержащая, в том числе, сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения).
6. Справка федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия (далее — орган охраны памятников), об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого имущества), а также справка о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду.
7. Проект охранного обязательства пользователя, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).
8. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
9. Проект охранного обязательства собственника, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 325 предусматривает упрощенный (сокращенный) перечень документов для случая подачи религиозной организацией заявления о передаче ей в собственность имущества, находящегося на праве безвозмездного пользования у этой организации либо у религиозной организации, входящей в ее структуру. В этом случае к заявлению религиозной организации о передаче имущества должны быть приложены, помимо документов, предусмотренных пунктами 1-3, 9 перечня, также копия решения уполномоченного органа, на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, о передаче имущества в безвозмездное пользование (например, копия распоряжения Росимущества о передаче имущества в безвозмездное пользование религиозной организации).
Копии документов, предусмотренные пунктами 1 и 3 перечня, могут быть нотариально удостоверены. Копии таких документов, не заверенные нотариусом, представляются религиозной организацией с предъявлением оригиналов документов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 325 устанавливает порядок выдачи документов, предусмотренных пунктами 5-7 и 9 перечня. Такие документы выдаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия в 90-дневный срок со дня поступления запроса религиозной организации об их выдаче в связи с необходимостью их направления в уполномоченный орган. Следует отметить, что до принятия Закона такое требование не было установлено. Поэтому на практике органы, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, затягивали выдачу запрошенных религиозными организациями документов.
Предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 325 перечень документов является единым для заявлений о передаче как федерального имущества, так и имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Важно отметить, что данный перечень документов является закрытым (исчерпывающим). Поэтому уполномоченный орган не вправе требовать от религиозной организации предоставления дополнительных, не включенных в перечень документов (например, кадастровых паспортов на здания).
Необходимо иметь в виду, что, в отличие от прежнего перечня документов, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 № 490 (в ред. от 10.03.2009 № 219), новый перечень не предусматривает такого документа как согласие (несогласие) на передачу религиозной организации имущества со стороны государственного или муниципального унитарного предприятия, либо государственного или муниципального учреждения, либо иного третьего лица, правами которого обременено имущество. При обременении имущества правами третьих лиц религиозная организация должна направить в адрес третьих лиц копию заявления о передаче имущества и представить в уполномоченный орган квитанцию об отправке либо копию расписки в получении данной копии (ч. 1 ст. 6 Закона; п. 4 перечня документов). В отличие от ранее действовавших правил к заявлению о передаче объекта культурного наследия теперь не следует прилагать следующие документы, выданные органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия: историческую справку; копию паспорта объекта культурного наследия; акт о техническом состоянии объекта культурного наследия; заключение органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о возможности передачи объекта культурного наследия в собственность или пользование религиозной организации.
4. Возможные варианты решения уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления религиозной организации о передаче имущества
По результатам рассмотрения заявления уполномоченным органом могут быть приняты следующие решения:
- о передаче имущества религиозной организации;
- о подготовке предложений о включении имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения;
- об отказе в рассмотрении заявления по основаниям, закрытый (исчерпывающий) перечень которых установлен ч. 2 ст. 7 Закона;
- об отказе в передаче имущества религиозной организации по основаниям, закрытый (исчерпывающий) перечень которых установлен ст. 8 Закона.
Примерная форма решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения должна быть утверждена Минэкономразвития России (ч. 4 ст. 4 Закона; пп. в) и г) п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 324). До утверждения примерной формы решения о передаче имущества подача религиозными организациями заявлений о передаче имущества, фактически, заблокирована. Поэтому религиозным организациям рекомендуется воздержаться от подачи заявлений.
Решение о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, решение о подготовке предложений о включении государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со ст. 5 Закона, решение об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации публикуются на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет в недельный срок со дня принятия соответствующего решения (п. 2 ст. 11 Закона).
5. Блокирование сделок с имуществом в период рассмотрения заявления религиозной организации
В период рассмотрения заявления религиозной организации и в случае поступления в этот период более чем одного заявления (заявлений от нескольких религиозных организаций) в отношении одного и того же имущества религиозного назначения его обременение правами третьих лиц, включение в перечни имущества, не подлежащего отчуждению из государственной или муниципальной собственности, не допускаются (ч. 4 ст. 7 Закона). Так, например, в период рассмотрения заявления религиозной организации о передаче ей в собственность либо в безвозмездное пользования государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо имущества, соответствующего критериям, предусмотренным ч. 3 ст. 5 и ч. 2 ст. 12 Закона, соответствующие объекты недвижимости не могут быть включены в список Всемирного наследия (ЮНЕСКО), поскольку включение их в такой список влечет за собой ограничение данных объектов в обороте, ведь объекты ЮНЕСКО составляют исключительную государственную собственность и не могут быть отчуждены в частную собственность граждан и организаций (ст. 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Приведенная норма закона блокирует также любые сделки с имуществом в случае, если в период рассмотрения заявления религиозной организации о передаче имущества, в отношении данного имущества подано еще одно либо несколько заявлений других религиозных организаций. Разногласия между религиозными организациями будут рассматриваться Комиссией по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций (ст. 9 Закона). Статус данной Комиссии будет определен после принятия Правительством РФ соответствующего подзаконного акта.
6. Особенности передачи религиозным организациям музейных предметов и коллекций, включенных в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, а также документов Архивного фонда Российской Федерации
Как отмечалось в предыдущих публикациях, Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не распространяет свое действие на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации или документам, относящимся к национальному библиотечному фонду. Порядок распоряжения таким имуществом регулируется соответственно законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, законодательством об архивном деле в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о библиотечном деле (ч. 2 ст. 1 Закона).
В настоящее время порядок передачи в безвозмездное пользование религиозных организаций находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей), отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации, определяется постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 № 490 в редакции постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 300.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться этим постановлением при передаче в безвозмездное пользование религиозных организаций находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей), отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, и документам Архивного фонда Российской Федерации (п. 2 постановления № 490).
Следует отметить, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации, находятся в исключительной государственной собственности и не подлежат отчуждению в собственность граждан и организаций (ст. 14,15 Федерального закона «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации»; п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»). Вместе с тем, данные объекты могут передаваться в безвозмездное пользование религиозных организаций.
В предыдущих публикациях были раскрыты особенности порядка передачи в безвозмездное пользование религиозных организаций музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому в данном комментарии обратим внимание лишь на внесенные изменения (дополнения).
1. В п. 11 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 30.06.2001 № 490, включена норма, согласно которой «несоответствие режимов хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документов Архивного фонда Российской Федерации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, является основанием для досрочного расторжения заключенного с религиозной организацией договора о передаче данных предметов».
2. П. 13 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 30.06.2001 № 490, дополнен нормой, в соответствии с которой «в случае наличия разногласий при рассмотрении обращения религиозной организации такие разногласия рассматриваются на заседании комиссии, включающей, в том числе, представителей заинтересованных религиозных организаций, порядок создания и деятельности которой устанавливается Министерством культуры Российской Федерации».
[1] См.: «Приход», 2010, № 6; «Приход», 2011, № 1-2;
Журнал «Приход», 2011, №4 (100)