Вопросы взаимодействия Церкви с государственными властями, разные возможности городских и сельских приходов, система воспитания сирот в церковных детских домах, различные подходы к помощи алкоголикам — эти и другие вопросы вызвали острые дискуссии в ходе I общецерковного съезда по социальному служению, который прошел в Марфо-Мариинской обители.
«Сегодня знаменательный день в истории Русской Православной Церкви, — отметил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, открывая пленарное заседание съезда. — В Марфо-Мариинской обители собралось множество людей, призванных организовывать то, что мы с вами привыкли называть социальным служением, другими словами, призванных умножать любовь». На пленарном заседании с главами социальных отделов епархий архипастырь призвал обратить особое внимание на правильную организацию приходской жизни, без которой невозможно вести разговор о социальной работе.
Руководитель Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности г. Москвы священник Михаил Потокин рассказал о сложившийся ситуации в социальной работе московских приходов. «Сейчас в 270 приходах столицы есть социальные инициативы. Но все они не имеют четкой координации, — сказал отец Михаил, выступая перед участниками пленарного заседания. — Началась волна обращений из государственных социальных учреждений. Просят, чтобы мы вошли в их жизнь, чтобы в их учреждениях изменилась обстановка оскудения любви. Если 20 лет назад мы осторожно входили в социальные учреждения, то теперь нам говорят, что эти двери открыты, и важно, кто в эти двери войдет». По мнению отца Михаила, в настоящий момент основная задача — объединить приходы Москвы в деле социального служения.
Призыв отца Михаила Потокина объединиться относится не только к священникам. В итоговом документе съезда сказано, что «участники съезда призывают православных мирян к делам милосердия и подчеркивают, что милосердное служение — это неотъемлемая часть полноценной жизни приходской общины».
Перед тем, как обсудить итоговый документ, главы социальных епархиальных отделов рассказали о проблемах своего служения. Их беспокоила разница между возможностями сельского, далекого от центра, и московского приходов. «Есть большой разрыв между центром, где подписывают соглашения, и регионами, где договоренности реально не осуществляются», — заявил глава социального отдела Уфимской епархии священник Андрей Зуев. «Конечно, модернизировать в центре жизнь регионов нельзя, — в свою очередь, ответил ему епископ Смоленский Пантелеимон. — Я когда-то служил в деревне и не представляю, как мы там с моими бабушками организовали бы какую-нибудь группу милосердия, пошли в местную больницу».
Представитель социального отдела Тюменской епархии Андрей Якунин рассказал, что в их епархии есть опыт принятия соглашений на местном уровне, подтверждающих соглашения центра: «Это очень эффективно. Сейчас у нас 17 сестричеств, заключаются соглашения с местными государственными властями, издано даже методическое пособие с рекомендациями по взаимодействию с администрацией».
В ходе обсуждения итогового документа съезда разгорелась острая дискуссия. Ключевым вопросом, вызвавшие разномыслия, стала тема пьянства. В проекте документа говорилось, что «долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности» (пункт № 4). Такая деятельность была названа «утверждением трезвости». Некоторые представители епархиальных социальных отделов не согласились с такой формулировкой, указывая на то, что акцент социального служения в этой сфере — борьбы против алкоголизма, а не утверждение трезвости. Аргументация сторонников этой позиции основывалось на том, что Церковь не призывает к полному отказу от алкоголя всех своих членов, а только тех, кто страдает алкоголизмом. Кроме того, противники формулировки «утверждение трезвости» настаивали на том, что в контексте борьбы с алкоголизмом не следует делать трезвость единой нравственной категорией, новой этической нормой для всех: человеку надо оставлять свободу духовного совершенствования.
В свою очередь, многие участники заседания считали необходимым внести в текст документа первоначальное положение о необходимости «утверждения трезвости». В результате епископ Пантелеимон вынес вопрос о спорной формулировке на общее голосование. Большинство присутствовавших поддержали положение об «утверждении трезвости».
В ходе заседания также было высказано предложение объединить помощь алкоголикам и наркоманам в одно направление. Представитель Улан-Удэнской епархии Олег Бусаев рассказал, что в Улан-Удэ успешно действует проект, совмещающий работу и с алкоголезависимыми, и с наркозависимыми. Однако председатель Синодального отдела по благотворительности не поддержал данное предложение: «Так как есть различные мнения на этот счет и различные методики помощи таким людям, пока не стоит эти пункты соединять в один». Участники съезда приняли решение не уточнять, на каких приходах — сельских или городских — следует организовывать центры по противодействию наркомании.
Обсуждая развитие православных сиротских учреждений, участники съезда предложили внести в текст документа положение о том, что не следует воспитывать детей по монастырскому уставу, навязывать веру дисциплинарными методами. Кроме того, необходимо готовить детей к социализации в миру.
Огромное значение для церковной социальной работы имеет деятельность сестричеств милосердия. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре 2010 года была создана Ассоциация сестричеств милосердия с координационным центром в Марфо-Мариинской обители. В рамках съезда прошло общее собрание Ассоциации сестричеств, в котором приняли участие духовники и старшие сестры 62 сестричеств милосердия из 40 епархий.
В рамках заседания епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что «Марфо-Мариинская обитель должна стать штабом и центром по координации социального служения Русской Православной Церкви». Председатель Синодального отдела по благотворительности рассказал о специальном документе, который готовится в Межсоборном присутствии, где будут определены принципы работы сестричеств милосердия. Пока нет общецерковного представления о том, какими они должны быть. В новом документе будут отражены главные задачи: как сделать так, чтобы сестер становилось больше, их труд был им по силам, как организовать взаимодействие сестричеств с государственными и общественными структурами, в том числе с добровольцами. Эти и другие вопросы обсудили сестры милосердия и духовники сестричеств в ходе работы съезда.
Участники заседания решили, что, прежде всего, усилия сестер нужно направить на помощь тяжелобольным людям и их родственникам, а также одиноким больным. Один из спорных вопросов касался предложения о необходимости катехизаторской деятельности сестер милосердия. Епископ Пантелеимон обратил особое внимание на то, что надо помнить о зависимости пациента от сестры и быть особенно деликатными в вопросах веры. Ко всему прочему, для катехизации нужно соответствующее образование. «Не у всех оно есть, и иногда такое катехизаторское рвение может только навредить», — подчеркнул председатель Синодального отдела по благотворительности. По итогам обсуждения была принята резолюция общего собрания Ассоциации сестричеств, где нашли отражение основные рекомендации и перечислены направления деятельности сестричеств.
Диакония.ru/Патриархия.ru