Первый в Северной Америке музей русских икон появился в городе Клинтон, штат Массачусетс, неподалеку от Бостона.
Как считают эксперты, в нем есть несколько икон, которые могли бы украсить коллекцию любого музея, включая и саму Третьяковку.
Родился музей в Клинтоне благодаря местному предпринимателю Гордону Ланктону, председателю правления компании «Найпро» по производству пресс-форм для термопластавтоматов. Со времени первой своей поездки по Волге в 1989 году он проникся большой симпатией к России, интересом к ее истории и культуре. По его признанию, сыграла свою роль и благодарность россиянам за их вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне. Он — протестант, но, по его собственному признанию, русские иконы тронули его душу.
Как он вспоминает, первый образ он приобрел на толкучке за 20 долларов в качестве экзотического сувенира. Однако по мере знакомства с древним искусством оно стало все больше открываться ему, как окно в духовный мир не только древней Руси, но и сегодняшней России, а заодно — и как уникальное по форме зримое «дополнение» к Священному Писанию. Теперь он готов с удовольствием излагать библейские или святоотеческие сюжеты едва ли не к каждой из своих икон.
Их в его коллекции уже около 260, так что даже в новом музее для начала выставлена лишь примерно половина. Стоимость собрания Ланктон называть отказывается. Известно, однако, что только здание для своего музея он купил за 455 тыся долларов. Прежде там размещались библиотека и почта, теперь же дом полностью перестроен изнутри и снаружи и превращен в чудо современного музейного дизайна. Достаточно сказать, что образцом для него послужил музей Гуггенхайма в Нью-Йорке с его знаменитой внутренней винтовой лестницей. К тому же детище Ланктона полностью компьютеризовано, соответствует всем экологическим канонам и даже оснащено автономной системой энергоснабжения от солнечных батарей. Эту его особенность также предполагается акцентировать во время планируемых школьных экскурсий.
Что касается самих икон, то следует выделить среди них в первую очередь «Обитель Зосимы и Савватия Соловецких», привлекающую и своим большим размером, и необычной манерой исполнения. Кроме того, ей понравились «Страшный суд» работы XVIII века, целый ряд Богородичных икон, «уголочек, посвященный Николе», включая образы Николы Можайского.
Кроме того, есть еще и деревянные резные скульптуры преподобного Нила Столбенского, если и не редкие сами по себе, то во всяком случае напоминающие об уникальном житии святого. Наконец, необычна коллекция и тем, что бок о бок с древними образами — самая старая икона датируется концом XV века — выставлены произведения современных изографов.
Разумеется, при описании подобной коллекции невозможно обойти стороной вопрос о происхождении икон. Помимо того, что Ланктон вывез непосредственно из России, он приобретал образы и на крупных международных аукционах. В частности, та же соловецкая икона была куплена им в Швейцарии.
Клинтон прежде не был известен, как очаг культуры, и перед открытием музея Ланктон говорил, что ему будет хорошо с его сокровищами, даже если к ним вообще никто не станет заглядывать. Но на открытие собралось более 300 человек, и с тех пор в музее ежедневно бывает по 30-50 посетителей — американцев, которые пока еще только открывают для себя светлый мир русских икон.
ИТАР-ТАСС/Патриархия.ru