Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Литургией в Иркутском Знаменском монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Литургией в Иркутском Знаменском монастыре
Версия для печати
3 сентября 2011 г. 14:30

3 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря в Иркутске. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый человек, вне зависимости от своего положения, возраста, мировоззрения, в жизни своей устремляется к лучшему. Каждый человек по-своему понимает это лучшее, и каждый для того, чтобы лучшего достичь, нуждается в силе. Сила есть способность человека решать задачи, которые он сам, или общество, или государство перед ним ставят. Без силы невозможно решить ни одной задачи. Вот почему обретение силы в том или ином виде — будь то сила разума или образования, будь то физическая сила или сила денег, сила, опирающаяся на связи и знакомства, — нередко является целью, ради достижения которой человек тратит большую часть своей жизни. А есть еще и те, кто хотел бы иметь всё сразу — и власть, и деньги, и поддержку людей, да еще и силу, здоровье. Так сила и благополучие становятся для человека практически синонимами.

В слове Божием мы очень часто находим парадоксальные слова, которые не могут не возбудить мысль, если мы их внимательно слушаем или читаем. Иногда эти слова настолько расходятся с опытом нашей жизни, что некоторые не могут их принять и отвергают сразу же. Другие пытаются понять, но часто не понимают их смысла. Но какими бы парадоксальными ни казались нам слова Бога, которые он обратил к людям, это слова Бога, и мы встречаем в них не человеческую мудрость, а мудрость надмирную, часто не постижимую нашим разумом. Вот почему слово Божие для верующего человека есть непререкаемый и абсолютный авторитет вне зависимости от того, насколько он способен его понимать, а тем более воплощать в своей жизни.

Вот к таким парадоксальным словам, которые ввергают многих людей в недоумение, относятся слова, которые мы только что слышали. Это несколько стихов из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: Бог избрал немудрое, чтобы посрамить мудрых, и Бог избрал уничиженное в мире, чтобы посрамить сильных, и Бог избрал незнатных мира, ничего не значащих, уничиженных, чтобы разрушить значимое (см. 1 Кор. 1:27-28).

Наверное, как трудно это было понять коринфским христианам! Ведь они жили в процветающем городе, у них было всё: богатый порт, большие доходы, науки, искусства. Религиозный культ предлагал человеку подражать богам Олимпа, становиться таким же, как они, сильным, могущественным, счастливым — в человеческом смысле слова. И вдруг слова апостола, которые все переворачивают в сознании. Но ведь коринфские христиане откликнулись на эти слова. Они поняли, что значит «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильных». А если вспомнить всю историю Церкви — и первоначальные столетия, с кровавыми гонениями от римских императоров, и последующие внешне благополучные, но всегда исполненные внутреннего напряжения и борьбы века, и страшные гонения XX столетия, и снова будто бы благополучное время — если внимательно посмотреть на всю историю Церкви, то становится совершенно очевидной величайшая правда тех слов, которые мы только что слышали. Никогда слово Божие не утверждалось могуществом и силой — более того, когда христиане прибегали к человеческой силе, к человеческому могуществу, то сама христианская община нередко перерождалась.

Церковь живет в течение двух тысяч лет, проходя через столь различные и никогда не бывшие простыми условия земного бытия не потому, что она обладает силой, мудростью, знатностью, а потому, что Бог Духом Своим живет и действует в Церкви. И пример Церкви, часто уничиженной, распятой, оттесненной на периферию человеческой жизни, пример общины, которая живет несмотря ни на какие внешние условия и обстоятельства, является ярчайшим подтверждением правдивости тех слов, которые апостол Павел обратил к древним коринфянам.

Но, может быть, это не имеет значения для нашей повседневной жизни? Может быть, в светском мире, за пределами храма, другая логика бытия? Может быть, там необходимо всегда опираться на силу? Но Господь не сказал, что слова о силе человеческой немощи, которую Бог избирает, имеют отношения только к внутренней жизни Церкви — это наказ всем. Однако из этого наказа не должно быть сделано ложных, неправильных выводов: «не надо учиться, не надо получать образование, не надо работать над собой — Бог использует мою немощь, и я стану сильным». При таком подходе ничего не получится, потому что есть некое условие, когда немощная человеческая суть восполняется Божественной силой. И мы знаем, что этим условием является в первую очередь доверие человека к Богу, принятие на себя обязательства жить в соответствии с Божиим законом. А в этом законе обо всем сказано ― и о необходимости труда, терпения, духовного возрастания, и о необходимости правильно выстраивать отношения с другими людьми, без чего не может быть здоровой общественной жизни, не может быть здоровых и крепких семей. Доверие к Богу и принятие Его закона есть непременное условие того, чтобы, несмотря на нашу немощь, сила Божия в этой немощи являлась, и грешники становились праведниками, и разрушенное сверкало бы воссозданной красотой, и сама природа бы ликовала, потому что человек бережно к ней относится и живет в гармонии с ней. Все возможно — самые смелые человеческие планы, самые дерзновенные мечты могут реализовываться тогда, когда человек открывает свою немощь навстречу Богу и вместе с Ним, наполняемый Его Божественной силой, несопоставимой ни с какой человеческой силой, созидает самого себя и окружающий его мир.

А что же происходит, когда люди опираются только на самих себя? Они могут достигать, и достигают, успехов. Однако эти успехи почти никогда не приносят счастья. Они могут приносить видимое благополучие, но оно непременно сопровождается борьбой, конфликтами, опасностями, подозрениями, внутренним беспокойством, постоянными разрушающими человека стрессами. Чем более по-человечески могущественным становится наше относительно богатое общество, тем больше стрессов. Врачи не знают, что делать — ни с детьми, ни с молодежью, ни с людьми среднего возраста. Тогда сами люди заглушают эти стрессы алкоголем, наркотиками, безудержным развратом. В медицине даже появилось такое понятие, как взрывчатая релаксация, ― через взрыв страстей успокоить стресс. Но ведь так стресс не успокоишь — так можно только уйти на какое-то мгновение в небытие, а потом почувствовать себя еще более опустошенным и несчастным, и продолжать биться, опираясь на человеческую силу, стремясь расчистить для себя пространство и сделать что-то, что хоть как-то облегчило бы жизнь.

Всё то, о чем мы говорим, это достояние не только нашего времени и уж точно не только нашей страны — это болезнь всей человеческой цивилизации. И началась эта болезнь не вчера, не сегодня, но в глубокой древности. Мы помним библейское повествование о строительстве Вавилонской башни: люди захотели построить нечто выдающееся, уникальное, доказав самим себе, что они в центре мира, что не нужно никакой иной силы, но достаточно своей собственной для утверждения могущества, — и были посрамлены Богом. Они не смогли достроить башню, потому что, как говорит Господь в Своем слове, смешаны были их языки. Некоторые думают, что строители башни вдруг заговорили на иностранных языках. Скорее всего, это не так — люди просто потеряли способность понимать друг друга, говоря, что весьма возможно, на одном и том же языке. А разве сегодня не происходит то же самое, когда люди теряют способность понимать друг друга, объединяться и работать во имя общей цели, проявляя столь необходимое качество, как солидарность, без которой не может обустраиваться человеческое общество?

Апостол Павел открывает нам, современным людям, живущим в этом динамично развивающемся и одновременно мятущемся мире, великую Божию правду, что Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить сильных. И нам остается только принять это слово и, сознавая свою человеческую слабость, свою немощь, разрушая гордыню в самих себе, открыть сердце и ум навстречу Богу. Подкрепляя себя молитвой, благодатью Божией с внутренним смирением и с Божественной силой, которую, несомненно, Бог в ответ на всё это даст, будем устроять мир в самих себе и преображать жизнь окружающего нас мира. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи