Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

История почитания Солунских братьев в католическом мире

Версия для печати
24 мая 2005 г. 21:08

Первая церковная служба на славянском языке

В настоящее время почитание святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Католической Церкви почти столь же развито, как и в Церкви Православной. Но путь к прославлению и отданию должного Солунским братьям на Западе был не прост.

Судьба их складывалась трудно еще во время их жизни на территории Великой Моравии. Литургия на славянском языке, которую свв. Кирилл и Мефодий с миссионерскими целями вводили среди славян, встречала жестокое сопротивление служащего на латыни немецкого духовенства, подчинявшегося епископии в недалеком Регенсбурге. Поэтому святые братья направились в Рим, где в 863 г. папа Адриан II официально разрешил им служить на славянском языке.

Несмотря на это высочайшее благословение, столкновения сторонников и противников славянской литургии продолжались. Поэтому неудивительно, что после смерти епископа моравского Мефодия в 885 г. (его брат умер еще в Риме, в 869 г.), деятельность «славянского» духовенства была насильственно прекращена.

Период местного почитания

Великоморавский князь Сватоплук (его чешское имя соответствует русскому имени Святополк) прогнал сторонников славянского обряда; часть из них покинула страну и направилась на Балканы, другая часть пряталась от властей в труднодоступных местах.

На Балканах, в Болгарии, ученики Кирилла и Мефодия были тепло приняты, заложили основы древнеболгарской письменности и — в более широком масштабе — феномена славянского православия.

В западной части Церкви, под юрисдикцией римского престола, судьбы сторонников Солунских братьев были другими. Существование Великой Моравии прекратилось в 907 году. Центром «славянского» духовенства после этого стало формирующееся чешское государство. Здесь на протяжении нескольких столетий славянская служба сохранялась и, вероятнее всего, сосуществовала со службой латинской. Оплотом славянской традиции в Чехии был, например, Сазавский монастырь и его настоятель св. Прокопий Сазавский.

В западной части церкви существовал по крайней мере еще один центр славянской литургии — Далмация, где монахи пользовались не только церковнославянским языком, но и изначальным кирилло-мефодиевским письмом — глаголицей, от чего и произошло их название «глаголаши».

Эти две области — Чехия и Далмация — впоследствии стали основными территориями, на которых почитался в Католической Церкви свв. Кирилл и Мефодий. Они были канонизированы папой Иоанном IX (914–928) уже спустя 50 лет после своей смерти, но всего лишь как «местночтимые святые», почитание которых не обязательно для всей Церкви. Их память праздновалась 9 марта.

Славяне добивались общецерковного почитания равноапостольных братьев, но уже следующий папа Иоанн Х (914–928) в 924 г. упрекал хорватов в том, что они ссылаются на Мефодия, имя которого не зафиксировано ни в одном своде святых. Папа Александр II (1061–1073) даже называл Мефодия еретиком. Со временем память о Солунских братьях иссякала.

Почитание в новое время

Дискуссии о почитании Кирилла и Мефодия в Католической Церкви возобновились лишь в ХIХ веке в связи с общим подъемом национального самосознания малых народов, в том числе народов славянских. В свете идей служения литургии на славянском языке и культурной самобытности славянских народов фигуры равноапостольных братьев не могли остаться незамеченными. Инициатива снизу в конце концов встретилась и с интересом католического духовенства и епископата. 

Это было время больших усилий, направленных на модернизацию Церкви, столь нужную, но чреватую опасностью протестантизации и ухода от традиционных устоев. Необходимо было противопоставить этим стремлениям что-то новое, но в то же время традиционное, связанное с собственными корнями.

Одним из значительнейших сторонников почитания Кирилла и Мефодия был хорватский епископ из города Дяковар Иосиф Штроссмаер (1850–1905). Он был защитником славянской письменности, поддерживал тесные отношения со славянским движением, отличался небывалой открытостью в отношении к православному миру. На Первом Ватиканском Соборе Штроссмаер выступал против принятия догмата о папской непогрешимости. Известны его связи с выдающимся русским философом Владимиром Соловьевым.

Почитание солунских братьев постепенно возобновилось. Большую роль в этом сыграл папа Лев XIII (1878–1903), одна из наиболее значительных фигур на папском престоле в новое время. Этот понтифик стал проводить новую политику не только в отношении «восточных католических церквей», но и в отношении Православной Церкви.

Он определил отношение Католической Церкви к современным политическим и культурным движениям. В энциклике Rerum novum он, в частности, сформулировал резко отрицательную позицию католиков по отношению к социализму. Выражением церковного традиционализма и заодно шагом навстречу славянской пастве Католической Церкви и Восточным Церквям стало прославление Кирилла и Мефодия как общечтимых католических святых в энциклике Grande Mundus в 1880 году.

Одновременно была назначена новая дата празднования их памяти — 5-ое июля. Считается, что этот день был определен в связи с тем, что 6-го июля чехи отмечают память сожжения Католической Церковью (1415) чешского национального героя, священника и проповенка Яна Гуса. Необходимо было найти «по соседству» другой значимый праздник, чтобы чехи забыли о своем национальном мученике.

В настоящее время память солунских братьев празднуется католиками 14 февраля. С конца XIX века почитание Кирилла и Мефодия широко распространено в католическом мире, особенно в тех странах, которые были связаны с их деятельностью (Чехия, Словакия, Польша, Хорватия). Самые пышные торжества ежегодно проходят в городе Влеград в Моравии, где находится могила св. Мефодия, которая стала святыней для всех паломников и верующих.

Гануш Никл

Все материалы с ключевыми словами