Межрелигиозный совет России благодарит Министерство образования и науки Российской Федерации за содержательный диалог с религиозными объединениями в связи с проектом закона «Об образовании в Российской Федерации» и за то, что многие предложения религиозных общин были поддержаны министерством и включены в законопроект. В то же время хотели бы привлечь внимание к ряду сохраняющихся вопросов.
Члены совета поддерживают положения законопроекта, направленные на правовое закрепление механизма включения в реализуемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями основные образовательные программы, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторического и культурного наследия традиционных религий.
Принципиально важным видится положение законопроекта, согласно которому родителям (законным представителям) обучающихся предоставлено право выбора одного из учебных курсов, дисциплин, предметов (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы.
Совет считает необходимыми и важными нормы законопроекта, обеспечивающие:
- проведение централизованными религиозными организациями экспертизы примерных основных образовательных программ указанных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данных религиозных организаций;
- привлечение централизованных религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению данных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Совет поддерживает положения законопроекта, которые определяют особенности реализации духовными образовательными учреждениями и иными государственными и негосударственными организациями высшего образования основных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки в области теологии в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Законопроект должен обеспечить надлежащие гарантии права духовных образовательных учреждений, реализующих такие программы, на государственную аккредитацию и выдачу лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по аккредитованным образовательным программам, документов об образовании государственного образца.
Члены совета также убеждены, что лицензирование и государственная аккредитация деятельности образовательных учреждений, созданных религиозными организациями, и духовных образовательных организаций должны осуществляться по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций.
Полагаем, что после принятия законопроекта следует на уровне Правительства Российской Федерации установить особенности:
- применения лицензионных требований и условий к духовным образовательным организациям в части подтверждения законных оснований пользования помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников;
- проведения аккредитационной экспертизы в процессе государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций и образовательных учреждений религиозных организаций в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников;
- развития и стандартизации дистанционного образования в области теологии и основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
По нашему мнению, студентам, получающим по очной форме обучения в духовных образовательных организациях среднее профессиональное или высшее образование по программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения.
Совет поддерживает предусмотренные законопроектом положения, определяющие специфику преподавания в частных образовательных организациях и в образовательных учреждениях религиозных организаций учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент).
Мы признаем необходимым и оправданным установленный законопроектом для педагогических работников запрет использовать образовательный процесс в целях принуждения учащихся к принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку религиозной принадлежности и их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов. За нарушения данного запрета педагогические работники должны привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.
Межрелигиозный совет России признает важность норм законопроекта, предоставляющих централизованным религиозным организациям возможность рекомендовать преподавателей учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) теологической направленности. По нашему мнению, централизованным религиозным организациям также должно быть предоставлено право рекомендовать педагогических работников для преподавания в общеобразовательных школах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторического и культурного наследия традиционных религий.
Совет также поддерживает предлагаемые изменения и дополнения в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые направлены на уточнение норм, определяющих особенности осуществления религиозного образования и статус духовных образовательных учреждений.
В частности, Совет считает важным предусмотренное законопроектом дополнение п. 3 ст. 16 упомянутого закона, согласно которому богослужения и иные религиозные обряды могут проводиться в зданиях (строениях) религиозного назначения, расположенных на территории образовательных организаций, а также в помещениях, специально выделяемых администрацией данных организаций, по просьбе совершеннолетних обучающихся или родителей несовершеннолетних обучающихся.