Практически одновременно с бурными дебатами вокруг введения курса «Основы православной культуры» столь же яростные ссоры поднялись и в Болгарии вокруг предполагаемого введения в школьные программы предмета «Вероучение» (в отличие от российских «Основ православной культуры», это не культурологическая, а религиозная дисциплина).
Доводы противников преподавания этих предметов в обеих странах практически совпадают: высказываются опасения, что детей будут обращать в Православие вопреки их воле и желанию их родителей, а также утверждается, что преподавание религии в школе противоречит светскому характеру государства и нарушает права инаковерующих.
Священник Успенского кафедрального собора в Варне протоиерей Стоян Махлелиев обратился к противникам преподавания религиозных предметов в школе с открытым письмом, фрагменты которого опубликованы на сайте Regions.ru.
Я, недостойный, уже шесть лет преподаю в варненской школе имени св. Климента Охридского. Я воспитал больше сотни детей — они религиозно грамотны, знают смысл таинств Покаяния и Причастия. Они ходят в церковь не покрасоваться на Пасху, как на ярмарку, и не только на крестины и венчания. И я свидетельствую: без религиозно-нравственного воспитания духовный упадок нашей молодежи не остановить. Предмет «Вероучение» столь же необходим в школьной программе, как и любой другой». Никто же не сомневается, что детей нужно учить математике или английскому — точно так же не должно быть сомнений по поводу заботы о духовном мире и ценностной системе школьников. Опыт показывает, что вера не тянет в прошлое, а дает надежду на будущее. Там, откуда уходит вера, воцаряются суеверие, оккультизм и примитивность духовной жизни.
Да, Церковь у нас отделена от государства. Но Церковь не только организация, в нее входят все, кто верует в Христа Спасителя. Никто не собирается принудить и обязать детей других вероисповеданий изучать Православие: в Родопах, к примеру, школьники-мусульмане давно посещают уроки ислама. Предмет будет преподаваться на основе опыта тех стран Европейского союза (а это две трети Европы), где аналогичные курсы изучают испокон веков. В этих странах дети, изучающие традиционную для страны религию, посещают эти уроки как обязательный предмет, а из остальных формируют параллельную группу, которой в эти часы преподают этику или социальные науки. У нас что, в школах нет свободных кабинетов?
Загруженность школьников — это действительно серьезная проблема, и ее надо решать. Но нельзя ставить детей перед выбором «религия или английский язык».
Необходимо понять, что вхождение в Европу не означает религиозной ассимиляции. Мы должны сохранить свое достоинство, свою православную веру и свои традиции, унаследованные от наших дедов и от апостольской проповеди.