Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Стоян Махлелиев (Болгария): «Предмет «Вероучение» столь же необходим в школьной программе, как и любой другой»

Версия для печати
1 декабря 2006 г. 09:00

Практически одновременно с бурными дебатами вокруг введения курса «Основы православной культуры» столь же яростные ссоры поднялись и в Болгарии вокруг предполагаемого введения в школьные программы предмета «Вероучение» (в отличие от российских «Основ православной культуры», это не культурологическая, а религиозная дисциплина).

Доводы противников преподавания этих предметов в обеих странах практически совпадают: высказываются опасения, что детей будут обращать в Православие вопреки их воле и желанию их родителей, а также утверждается, что преподавание религии в школе противоречит светскому характеру государства и нарушает права инаковерующих.

Священник Успенского кафедрального собора в Варне протоиерей Стоян Махлелиев обратился к противникам преподавания религиозных предметов в школе с открытым письмом, фрагменты которого опубликованы на сайте Regions.ru.

Я, недостойный, уже шесть лет преподаю в варненской школе имени св. Климента Охридского. Я воспитал больше сотни детей — они религиозно грамотны, знают смысл таинств Покаяния и Причастия. Они ходят в церковь не покрасоваться на Пасху, как на ярмарку, и не только на крестины и венчания. И я свидетельствую: без религиозно-нравственного воспитания духовный упадок нашей молодежи не остановить. Предмет «Вероучение» столь же необходим в школьной программе, как и любой другой». Никто же не сомневается, что детей нужно учить математике или английскому — точно так же не должно быть сомнений по поводу заботы о духовном мире и ценностной системе школьников. Опыт показывает, что вера не тянет в прошлое, а дает надежду на будущее. Там, откуда уходит вера, воцаряются суеверие, оккультизм и примитивность духовной жизни.

Да, Церковь у нас отделена от государства. Но Церковь не только организация, в нее входят все, кто верует в Христа Спасителя. Никто не собирается принудить и обязать детей других вероисповеданий изучать Православие: в Родопах, к примеру, школьники-мусульмане давно посещают уроки ислама. Предмет будет преподаваться на основе опыта тех стран Европейского союза (а это две трети Европы), где аналогичные курсы изучают испокон веков. В этих странах дети, изучающие традиционную для страны религию, посещают эти уроки как обязательный предмет, а из остальных формируют параллельную группу, которой в эти часы преподают этику или социальные науки. У нас что, в школах нет свободных кабинетов?

Загруженность школьников — это действительно серьезная проблема, и ее надо решать. Но нельзя ставить детей перед выбором «религия или английский язык».

Необходимо понять, что вхождение в Европу не означает религиозной ассимиляции. Мы должны сохранить свое достоинство, свою православную веру и свои традиции, унаследованные от наших дедов и от апостольской проповеди.

Материалы по теме

Мощи короля Милутина вернут Косовскому монастырю Баньска

Патриарх Болгарский Максим выписан из больницы

Болгарская Православная Церковь примет участие в торжествах по поводу вступления Болгарии в ЕС

Болгарская Православная Церковь призвала молиться за медсестер, осужденных на смерть в Ливии

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви

Луганская епархия совершила адресные выезды к нуждающимся мирным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 2 мая 2023 года)

Критика теории первенства чести и власти с точки зрения православной экклесиологии