В ночь с 1 на 2 декабря в селе Прямухино Кувшиновского района Тверской области при невыясненных обстоятельствах при пожаре в собственном доме погибли настоятель Свято-Троицкого храма священник Андрей Николаев и трое его малолетних детей — Давид, Анна и Анастасия.
В Совете безопасности Тверской области сообщили, что местонахождение супруги священника, матушки Ксении, пока не установлено.
Информация о пожаре в доме священника поступила в службу спасения в первом часу ночи. На место сразу же выехали пожарные, однако к моменту их прибытия в доме уже обрушились кровля и перекрытия, дом был полностью уничтожен огнем.
Имеются сведения, что дом был облит бензином и подожжен. Односельчане и священники Тверской епархии придерживаются мнения, что эта смерть не была случайной — отцу Андрею и его приходу угрожали, а его дом уже поджигали.
Идет следствие; с понедельника в областном УВД открыта горячая линия для связи с общественностью.
Об опасности, угрожающей жизни священника, ранее уже сообщалось. Несколько недель назад в СМИ появилась информация, что священник Тверской епархии Андрей Николаев просил помощи и защиты.
«Настоятель одной из церквей Тверской области отец Андрей Николаев каждую ночь с ружьем в руках охраняет храм от местных воров, — передавал 19 октября «Интерфакс». — Пьяницы не раз покушались на иконы и церковную утварь — разворовывали церковь и пропивали награбленное. Реальная угроза жизни висит и над самим отцом Андреем и его семьей.
Почти все население деревни за небольшим исключением пьет по-черному, выменивая на алкоголь даже доски и бревна от собственных домов. Невероятными усилиями священнику удалось вернуть нескольких односельчан к нормальной жизни, и они стали его единомышленниками, но слишком многим в деревне не нравится упорство, с которым он пытается победить повальный алкоголизм.
В результате недавно дом священника сожгли, и его семья осталась буквально на улице.
Священник ждет помощи, потому что его возможности самозащиты крайне скудны. «Я не смогу выстрелить в человека, — говорит он, — выстрелю в воздух. Но вор будет стрелять в меня».
Комментируся случившееся, руководитель службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Прокопенко заявил службе РИА «Новости», что сельские приходы нуждаются в государственной поддержке, а иногда и в защите.
«Произошедшая трагедия — печальное свидетельство того, до какой крайней степени озлобления человека могут довести многочисленные греховные пристрастия и греховная жизнь», — считает отец Михаил. — Не секрет, что сегодня ограбления церквей стали бедствием и печальной обыденностью сельской жизни. На наш взгляд, сегодня государство и общество должны поддержать сельские приходы».
По его словам, это касается не только возведения стен и украшения алтарей, но и помощи сельским приходам в их просветительском и социальном служении.
«Возможно, в некоторых местах необходимо организовать охрану храмов», — добавил священник.
Он отметил также, что в результате десятилетий безбожия и планомерного уничтожения традиционного уклада деревенской жизни, основой которого всегда были храм и церковная община, «сегодня служение сельского пастыря очень часто превращается в сражение один на один с разбушевавшейся греховной стихией. Часто получается, что вся агрессия людей, привыкших годами жить без Бога и попирать свою совесть, изливается именно на сельского пастыря».
Представитель Московского Патриархата призвал правоохранительные органы приложить все усилия для расследования причин пожара и сделать все, чтобы подобное не только в Тверской, но и в других епархиях Русской Церкви никогда не повторилось.
«Известно, что наши сельские жители, и, быть может, в наибольшей степени священники, не защищены перед лицом уголовного произвола, постоянно находясь под дамокловым мечом ограбления, насилия, ненависти, в то время как именно сельскому духовенству доверена важная миссия вдохнуть новую жизнь в угасающую, разрушенную почти до основания русскую деревню», — сказал отец Михаил.
При этом он отметил, что «там, где появляется крепкий приход, где служение священника становится успешным, люди начинают возвращаться к спокойной, мирной, созидательной жизни, отвращаясь от разрушительных страстей — пьянства, наркомании, праздности, лени».
Вместе с тем протоиерей Анатолий Волгин, благочинный Осташковского округа Тверской епархии, на территории которого произошла трагедия, заявил, что пока преждевременно выдвигать какие-либо версии произошедшего.
«Тела очень сильно обгорели, опознать очень сложно... Говорить об убийстве и тем более о его мотивах рано», — заявил отец Анатолий, слова которого приводит в понедельник газета «Известия».
Как отметил благочинный округа, благотворители купили для отца Андрея другой дом — в селе Дорохово. Туда 31-летний священник и переселился и в нем, вероятнее всего, погиб.
По словам отца Анатолия, факты поджога первого дома эксперты не подтвердили, а во втором были проблемы с отоплением.
«Пожары могли быть роковым стечением обстоятельств», считает отец благочинный.
Также отец Анатолий утверждает, что ситуация с кражами в храме была вполне обычной: «В деревенских храмах крадут. В прошлом году в епархии 22 храма обокрали. Но у отца Андрея это было раза два или три за десять лет».
О каких-либо прямых угрозах в адрес батюшки отец Анатолий ничего не слышал ни от него самого, ни от прихожан.
Тем временем МВД России создало оперативный штаб для расследования обстоятельств гибели священника и его семьи в Тверской области, сообщил «Интерфаксу» в понедельник руководитель управления общественных связей МВД РФ Валерий Грибакин. Оперативный штаб возглавил исполняющий обязанности начальника департамента уголовного розыска МВД РФ генерал-лейтенант милиции Искандар Галимов.
В Тверскую область уже направлена группа специалистов МВД, в которую вошли высокопрофессиональные сотрудники оперативных подразделений, а также сотрудники экспертно-криминалистического центра министерства.
«Их задача — исследовать на месте все обстоятельства происшествия — от несчастного случая до умышленного поджога», — отметил представитель МВД РФ.
В. Грибакин также сообщил, что в настоящее время сотрудники местных правоохранительных органов «отрабатывают жилой сектор, в том числе близлежащие населенные пункты». Министерство осуществляет тесное взаимодействие в расследовании обстоятельств гибели священника и его семьи с Русской Православной Церковью.
«МВД России постоянно информирует Русскую Православную Церковь о всех шагах, которые предпринимаются в расследовании этого чрезвычайного происшествия», — отметил В. Грибакин.
Точные данные о числе погибших при пожаре в доме священника в Тверской области станут известны после судмедэкспертизы, сообщили в пресс-службе областной прокуратуры.
Вначале сообщалось, что жена отца Андрея Ксения, которая лежала в больнице, в пятницу приехала домой на выходные и тоже погибла в огне. Но позднее сотрудники правоохранительных органов Тверской области заявили, что труп женщины в доме не обнаружен. Представитель Совета безопасности области сообщил, что «местонахождение жены священника Николаевой Оксаны Васильевны, 1974 года рождения, пока не установлено», передает РИА «Новости». «Проведенные розыскные мероприятия в лечебных заведениях Твери, Торжка, Кувшиново пока результатов не дали», — сказали в областном Совете безопасности.
Просим помолиться о упокоении иерея Андрея и детей Давида, Анны и Анастасии.
По материалам информагентств
Патриархия.ru