Ефим Барбан, Лондон
Что такое политкорректное Рождество в стране, объединяющей людей с разными верованиями? В Великобритании — это война против рождественских открыток и украшений в офисах, изгнание из супермаркетов Святого семейства — раньше на Рождество магазины украшались вертепами с Младенцем, теперь, дабы не отпугнуть мусульманского покупателя, везде царит неутомимый Санта.
В канун Рождества в Великобритании вспыхнула бурная полемика в связи с тем, что получившая широкое распространение за последние годы политическая корректность грозит лишить этот традиционный праздник его христианского смысла. Боясь оскорбить чувства верующих других религий, местные власти некоторых городов со значительным процентом мусульманских мигрантов отказываются от рождественских украшений улиц и торговых центров и запрещают исполнение традиционных кэролс — рождественских духовных песнопений, которые исполняются в Британии в рождественские дни на улицах, в церквах, в торговых комплексах и других общественных местах.
Недавний опрос 2300 глав британских учреждений и предприятий, который провела юридическая фирма Peninsula, показал: две трети из них (74 процента) не позволили своему персоналу украшать рабочие места к Рождеству. Правда, политкорректность не единственное тому объяснение. Еще одна причина — украшения, считают британские руководители, якобы придают офисам непрофессиональный вид и не способствуют дисциплине.
Многие школы, где учатся не только англичане, но и дети выходцев из стран Азии и Африки, отказываются от традиционных детских театральных постановок, в которых рассказывается о рождении Христа и поклонении волхвов. Зацикленность на политкорректности, боязнь невзначай оскорбить наводнивших Британию мигрантов из мусульманских стран, сказались и на содержании рождественских открыток, которыми традиционно обмениваются англичане.
Журналисты газеты «Дейли мейл» просмотрели 5500 таких открыток и только на 70 из них (чуть более процента) обнаружили христианскую символику. Если ранее на них красовались библейские сюжеты, то сейчас их место заняли плоские шуточки или овощи и фрукты. Даже изображения Санта-Клауса стали исчезать с таких открыток (Новый год в Британии практически не празднуется, подарки дарят к Рождеству, елки также украшаются к этому празднику); из открыток исчезает и само слово «Рождество». Многие компании отправили своим служащим открытки с надписью «Поздравляем с декабрьскими каникулами!» — Рождество в Британии празднуется 25 декабря.
Все эти попытки превратить празднование Рождества в «Зимний праздник» вызвали в Британии бурю протестов. Нужно сразу оговориться, что эта инициатива вовсе не насаждается сверху. При всей левизне лейбористского правительства и его псевдосоциалистических декларациях, оно состоит из христиан. Премьер-министр Тони Блэр — верующий англикано-католик (прихожанин англиканской Церкви Великобритании — Ред.), он регулярно посещает с семьей церковь.
Реакцию членов кабинета на инициативу бегущих впереди паровоза предпринимателей и местных политиков выразил министр внутренних дел Джон Рид, заявивший в телеинтервью, что его «тошнит от этой безумной политкорректности, которая требует отказываться от рождественских украшений и не называть Рождество Рождеством». Его поддержал и министр финансов Гордон Браун, который, по прогнозам, займет место уходящего в будущем году в отставку Тони Блэра.
Гневные филиппики произносят и церковные иерархи. Глава католической общины Шотландии кардинал О'Брайен обрушился с критикой на то, что он назвал «политкорректной позой», а епископ Йоркский заявил с амвона, что «узколобые атеисты» подрывают веру в христианские ценности. Газета «Дейли телеграф», выступившая с резкой критикой «попытки отнять у народа его любимый праздник», ежедневно получает сотни писем в поддержку традиционного празднования Рождества.
В начале Викторианской эпохи празднование Рождества в Британии переживало упадок. Старые средневековые рождественские традиции, соединявшие элементы христианского празднования рождения Христа с языческими древнеримскими сатурналиями, были практически уничтожены в XVI веке пуританами Оливера Кромвеля. Только в начале царствования королевы Виктории началось их возрождение. Именно Виктория и ее супруг принц Альберт, немцы по национальности, перенесли в Англию германский обычай украшать елку к Рождеству. Они же возродили обычай исполнения кэролс.
Принц Альберт первым установил в 1841 году елку в Виндзорском замке, а уже за ним последовала английская знать и простой народ. Король Георг V ввел обычай дарить лондонскому собору Святого Павла две огромные елки. С тех пор ежегодно британские монархи дарят их этому кафедральному собору Англиканской церкви. Одна из них устанавливается внутри, другая снаружи собора. На них прихожане вешают подарки для бедных семей и одиноких пенсионеров.
Однако самая большая елка устанавливается в Лондоне к Рождеству на Трафальгарской площади. Традиционно (с 1946 года) эту елку присылает в Англию королевская семья Норвегии в знак признательности за освобождение страны от немецкой оккупации английскими войсками во время Второй мировой войны. Под этой елкой в предрождественские дни собираются тысячи англичан и поют кэролс.
Чуть позднее, в 1860 году, опять же в царствование королевы Виктории, в Британии возник обычай обмениваться почтовыми рождественскими открытками. В прошлом году королевская почта доставила более 100 миллионов таких открыток.
И еще один обычай, которого неукоснительно придерживаются англичане при праздновании Рождества: к праздничному рождественскому обеду подается специальный пудинг с запеченной в него приносящей счастье серебряной монетой. Елизавета II ежегодно дарит такой пудинг своим придворным и персоналу ее четырех дворцов, а это полторы тысячи человек. По традиции, королевская семья встречает Рождество не в Букингемском дворце, а в одной из королевских загородных резиденций — Сандрингеме в графстве Норфолк. В день Рождества Ее Величество выступает с традиционным обращением, в котором поздравляет подданных с праздником и иногда рассказывает о том, как прошел год для ее собственной семьи.
Рассказ о праздновании Рождестве в Британии был бы неполон без упоминания имени Чарльза Диккенса. По сути дела, это он создал английскую рождественскую традицию. «Рождественские повести» Диккенса были им задуманы как своего рода святочные притчи, как проповеди нравственного очищения, добра и человеческого взаимопонимания. Рассказывают, что когда великий писатель скончался (1870 год), маленькая девочка — дочь лондонского уличного торговца — спросила: «Мистер Диккенс умер? Значит ли это, что умер и Санта-Клаус?»