31 декабря, в день памяти священномученика Фаддея Тверского, в московском Высоко-Петровском монастыре состоялись первые Фаддевские чтения. Темой форума стало наследие архиепископа Фаддея и в целом новомучеников и исповедников российских в сфере отечественной педагогики, психологии и образования.
Участники чтений, преподаватели светских и духовных школ и священнослужители, отметили ценность и актуальность трудов, посвященных педагогике, священномученика Фаддея, а также таких новомучеников, как архиепископ Пермский Андроник (Никольский), архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк) и протоиерей Сергий Мечев, для современного преподавателя.
По мнению выступавших, духовные наставления и рекомендации священномученика Фаддея, обращенные к учителям, такие как необходимость индивидуального подхода к ученику, разнообразия методов образования, акцентирования внимания на духовном развитии ребенка, а также оценки нравственных качеств преподавателя могут быть применимы в педагогической практике в наши дни.
«Наследие новомучеников и исповедников российских в деле воспитания и образования велико и полностью не изучено, оно только ищет своего исследователя. И задача Фаддевских чтений — донести это наследие до сознания нынешней педагогической общественности», — сказал руководитель чтений, заведующий сектором Церковно-приходского образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации иерей Игорь Киреев. По его словам, проведение форума в день памяти священномученика Фаддея, возможно, станет ежегодным.
На вечере были прочитаны стихи архиепископа Фаддея, взятые из дневника священномученика, а также прозвучали песнопения композитора В.Я. Благовещенского на стихи новомучеников священника Анатолия Журавского и Татьяны Гримблат.
Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в семье сельского священника в с. Наруксово Нижегородской губернии. Его дед и братья также были священниками, поэтому вопрос о выборе призвания был решен им с детства. С успехом окончил Нижегородскую Духовную семинарию, а в 1896 году Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом.
Монашество и архипастырство Ивану Успенскому предсказывали еще во время учебы в академии ректор — архимандрит Антоний (Храповицкий) и старец Гефсиманского скита отец Герман. 15 августа 1897 года Иоанн принял постриг с наречением имени в память апостола Фаддея. В том же месяце был рукоположен в сан иеродиакона, через месяц — в сан иеромонаха и назначен в Смоленскую Духовную семинарию преподавателем логики, психологии, философии и дидактики.
Став архипастырем в возрасте 36 лет, священномученик Фаддей много трудов посвятил подготовке педагогов, повышению образовательного уровня законоучителей, совершенствованию программ курсов, собиравших учителей как церковно-приходских, так и светских школ. А его аскетические труды и самозабвенную заботу о ближнем отмечал сам Патриарх Тихон, который считал владыку Фаддея святым.
В 1919 году епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобиц и разрушения. Владыке пришлось принять много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти, хотя он всегда считал, что духовенство не должно быть втянутым в политическую борьбу, так как Церковь — вне политики.
В ноябре 1921 года по доносу епископ Фаддей был арестован Волынской губернской Чрезвычайной комиссией как «участник повстанческого движения на Волыни» и выслан из пределов Украины. Следующий арест и ссылка были в 1922 году в Западную Сибирь.
9 марта 1922 года епископ Фаддей был освобожден и, приехав в Москву, встретился с Патриархом Тихоном. Патриарх возвел его в сан архиепископа и благословил принимать Астраханскую кафедру. Но вскоре последовал новый арест, после которого епископ Фаддей был отправлен в ссылку, во время которой многих укреплял духовно и по возможности оказывал материальную поддержку.
После смерти святителя Тихона и ареста митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей был одним из заместителей Местоблюстителя Патриаршего Престола. В 1926 году, когда двое других заместителей уже не имели возможности прибыть в столицу, архиепископ Фаддей должен был приступить к управлению Русской Православной Церковью. Но по пути в Москву он был задержан властями в Саратове и отправлен в Кузнецк.
Возвратившись в марте 1928 года, владыка недолго прослужил в Саратове, и в том же году был переведен в Тверь. Здесь, ведя жизнь молитвенника и аскета, священномученик продолжал служение до 1936 года, когда усилились гонения на православных. Власти добились увольнения архиепископа Фаддея на покой, лишив его возможности служить и общаться с паствой.
20 декабря 1937 года, в возрасте 65 лет, архиепископ Фаддей был арестован органами НКВД. Ему предъявили вымышленное обвинение «в контрреволюционной деятельности». Владыка виновным себя не признал. Десять дней находился он под арестом, в одной камере с уголовниками, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания. По постановлению тройки при УНКВД Калининской области от 29 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Но исполнители приговора посчитали эту смерть слишком легкой: 31 декабря 1937 года, по пути следования к месту казни, палачи утопили его в нечистотах.
Деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года архиепископ Фаддей был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Мощи священномученика хранятся в Вознесенском соборе города Твери. Частица мощей священномученика Фаддея Тверского есть также в Высоко-Петровском монастыре Москвы, где при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации действуют богословско-педагогические курсы его имени.
Память священномученика Фаддея особо празднуется трижды в году: 31 декабря в день его мученической кончины, 26 октября в день обретения честных мощей (в 1993 году), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
Седмица.ru/Патриархия.ru