30 декабря митрополит Дабро-Боснийский Николай направил председателю правительства Федерации Боснии и Герцеговины Ахмеду Хаджипашичу письмо протеста в связи с распространившейся информацией о предполагаемом строительстве гидроэлектростанции, водохранилище которой грозит затопить сербский монастырь Рмань.
В письме, в частности, говорится:
«Уважаемый господин председатель Правительства,
По поводу сообщения правительства Федерации Боснии и Герцеговины, что на территории Мартин Брода будет построена гидроэлектростанция, водохранилище которой затопило бы средневековый монастырь Рмань и много сербских селений в Верхнем Поунье, мы вынуждены сказать следующее:
Монастырь Рмань в Мартин Броде построен в 1443 году <...> Уже пять с половиной веков он является духовным центром сербского народа в Верхнем Поунье. На протяжении веков здесь была кафедра Дабро-Боснийских митрополитов, чьими стараниями была основана первая сербская регулярная школа — семинария в монастыре Крка в 1615 году.
Монастырь многократно разделял судьбу народа, которому принадлежит. Во время оттоманской оккупации его несколько раз разоряли до основания, а последнее великое разорение он пережил в 1944 году, когда нацисты полностью разрушили монастырь бомбардировками, предполагая, что в нем находится партизанский госпиталь.
С большим трудом он был восстановлен в 80-е годы прошлого века — для того, чтобы во время последней войны быть ограбленным и сильно пострадать от хорватских войск. В 2001 году монастырь был заново восстановлен и освящен.
Намерение правительства Федерации Боснии и Герцеговины построить гидроэлектростанцию в Мартин Броде, водохранилище которой затопило бы монастырь и селения около него, без предварительных консультаций с соответствующими органами Сербской Православной Церкви и местной общины Мартин Брод, представляет собой попрание прав нашей Церкви и вернувшихся сюда сербов на неприкосновенность и жизнь в этом регионе.
Если бы данное намерение Правительства осуществилось, то были бы не только попраны многие законы (помимо Закона о защите памятников культуры и Закона о свободы вероисповедания и правовом положении церквей и религиозный объединений), но из-за этих разрушительных действий сегодняшние власти Федерации Боснии и Герцеговины можно было бы сравнить с оккупационными властями Оттоманской империи и нацистскими властями Германии <…>
Сходное отношение к сакральному и культурно-историческому наследию Сербской Православной Церкви и сербского народа мы уже увидели в марте 2004 года, когда в вихре преступной разрушительной ненависти были разрушены и сожжены многие средневековые монастыри и церкви в Косово и Метохии.
В конце концов, разве не было достаточно разрушения святынь всех конфессий во время последней гражданской войны в Боснии и Герцеговине? Мы считаем, что сейчас пришло время восстановления, а не разрушения. Мы также считаем, что существуют и другие способы для использования электроэнергетического потенциала реки Уны — без затопления и разрушения монастыря и населенных пунктов. Необходимо очень серьезно рассмотреть возможность защитить этот необычайно красивый уголок нашей земли и объявить его национальным парком и серьезнее поработать над развитием здесь туризма.
Надеемся, господин Президент, что Вы примите наши слова доброжелательно и своим авторитетом остановите дальнейшие действия Вашего Правительства в этом направлении, а имеющиеся ресурсы направите не на новое изгнание, а на возвращение наших верующих, и не на новое разрушение, а на восстановление наших разрушенных храмов».
Православие.ru/Патриархия.ru