1 декабря 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан».
Сердечно приветствую всех участников международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан», которая собрала представителей религиозных общин, общественных и политических деятелей, экспертов из различных регионов, в том числе тех, где нарушения прав наших собратьев по вере вызывают серьезные опасения. Мне представляется очень важным, что в обсуждении столь болезненной для нас проблемы принимают участие представители ислама и иудаизма, демонстрирующие этим стремление к открытому диалогу, основанному на принципах доверия и взаимного уважения. В свою очередь Русская Православная Церковь всегда последовательно выступает против нарушений прав верующих вне зависимости от религиозной принадлежности.
Случаи преследования и дискриминации христиан в наши дни приобрели системный характер. Многочисленные свидетельства наглядно показывают, что эта религиозная община — самая крупная по численности, если говорить о мировом масштабе — находится в уязвимом положении.
Причем, как хорошо известно, даже положение большинства, которое христиане составляют в Европе и ряде других регионов, не является достаточной гарантией обеспечения их прав. В Европе, где христианское наследие неотделимо от цивилизационных устоев континента, дискриминация христиан стала в последнее время приобретать отчетливые черты. Разумеется, в европейском контексте речь идет не о физическом насилии или разрушении храмов, однако воинствующий секуляризм проявляет подчас такую нетерпимость ко всему имеющему отношение к христианской культуре, что это вызывает невольную аналогию с советским прошлым. В Европе самым ожесточенным нападкам подвергаются представления о моральных нормах, веками хранившихся в духовной традиции. Абсолютизация личной свободы в ущерб нравственной ответственности делает христиан врагами политической корректности, уравнивающей грех с добродетелью.
На европейском континенте имеют место посягательства и на религиозные символы христианства. Пример тому — рассмотрение Европейским судом по правам человека дела «Лаутси против Италии», где речь шла о присутствии распятий в итальянских школах. Юридическая возможность присутствия данного символа в публичной сфере была защищена благодаря объединенным усилиям сразу нескольких государств.
Однако внимание участников нынешней конференции сосредоточено, прежде всего, не на Европе, а на тех странах, где христиане составляют религиозное меньшинство и где само существование христианства сегодня поставлено под угрозу.
Одной из наиболее знаковых тенденций наших дней является массовый исход христиан из Ближнего Востока и Северной Африки, вызванный беспрецедентным ростом насилия в отношении религиозных меньшинств этого региона. В прессе регулярно появляются сообщения о нападениях на христианские храмы, погромах, убийствах и иных посягательствах на жизнь, здоровье и права верующих во Христа. Преследования христиан приобрели особый размах в связи с политическими трансформациями на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Наши собратья претерпевают страдания в Ираке, Алжире, Афганистане, Египте, Пакистане, Нигерии и других странах. Новости оттуда постоянно находятся в центре внимания Русской Православной Церкви. Мы неоднократно открыто реагировали на сообщения о беспорядках и терактах, призывая к установлению прочного и справедливого мира. Вынужден признать, что подчас даже самых искренних слов недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, избежать жертв среди христиан и представителей иных религий.
Ближний Восток — это земля, откуда произошли три основные мировые религии. Именно поэтому исторически обоснованно присутствие там последователей каждой из них. Многочисленные войны, создание и разрушение государств никогда за всю историю человечества не приводили к полному вытеснению христиан из этого региона. Такая перспектива становится вполне реальной в наши дни, в то время, как государства заявляют о ценности свободы и достоинства человеческой личности.
Новейшая история знает несколько примеров внешнего вмешательства в дела государств, расположенных в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Специалисты до сих пор спорят о законности подобных действий с точки зрения международного права. Это очень политизированный спор, однако лидерам традиционных религиозных общин вполне понятно, что такие вмешательства не улучшают, а наоборот — значительно ухудшают положение христиан в данном регионе. Более того, последствия для христианского меньшинства вообще не принимались в расчет при планировании подобных операций. Это сделало наших собратьев по вере заложниками большой политики.
Христиане подвергаются гонениям с первых веков. Многие верующие с древности до наших дней предпочитали смерть отречению от Христа. И мы не испытываем никаких иллюзий, не рассчитываем на то, что этот мир станет раем для последователей Спасителя, Который сказал: «Меня гнали, будут гнать и вас…» (Ин. 15:20). Преследования сопровождали Церковь во все времена, но это лишь укрепляло и укрепляет нас в верности Христу. Чуждой для нас является и попытка позиционировать себя жертвами, добиваясь на этом основании исключительных прав по сравнению с кем бы то ни было.
Мы не можем оставаться безучастными к страданиям наших собратьев по вере, и мы не вправе попустительствовать попыткам разрушения христианского наследия Европы и других регионов мира. Поэтому Русская Православная Церковь поддерживает работу международных организаций и общественных движений, занимающихся проблемами нарушения прав христиан. Такая позиция основана, помимо межхристианской солидарности, на убежденности в том, что несправедливость, творимая в отношении христиан, является миной замедленного действия под зданием человеческой цивилизации. Уверен, что христианство является системообразующим фактором глобального развития. Без него немыслимо будущее человечества, даже если рассматривать его сугубо с точки зрения рационального мышления.
Мы живем в эпоху неустойчивого равновесия, и поэтому судьба христианских общин Ближнего Востока и Северной Африки кажется некоторым только разменной монетой в битве за ресурсы и влияние. На самом деле, в мире глобальных взаимосвязей человек, сегодня сделавший людей средством своего успеха, завтра сам может стать предметом торга и пожнет плоды своих греховных действий.
Мы приветствуем внесение проблематики защиты прав христиан в повестку дня ряда международных организаций. В январе этого года Европейский Парламент принял резолюцию «О положении христиан в свете защиты свободы религии», в которой были осуждены факты преследования христиан в ряде государств. Первым тематическим мероприятием по данному вопросу стала встреча ОБСЕ высокого уровня «Предотвращение и реагирование на инциденты и преступления на почве ненависти в отношении христиан», состоявшаяся в Риме 12 сентября 2011 года.
Нельзя сказать, что у мирового сообщества нет опыта защиты уязвимых групп, к категории которых можно отнести христиан в ряде регионов мира. Не одно десятилетие государства борются с расизмом, антисемитизмом, исламофобией и иными подобными явлениями. Эти понятия введены в оборот именно для того, чтобы обеспечить права и свободы соответствующих категорий лиц. Но понятие христианофобии лишь в самые последние годы вошло в политический лексикон. И это не случайно, ибо именно христиане, как отмечают наблюдатели, сегодня становятся самой гонимой религиозной группой в мире.
В Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ростом проявлений христианофобии в мире от 30 мая текущего года содержится призыв к «разработке всеобъемлющего и действенного механизма защиты христиан и христианских общин, подвергающихся преследованиям или ограничениям в своей религиозной жизни и деятельности».
Нарушения прав верующих христиан в мире, равно как и представителей других религий, рост межрелигиозных противоречий должны подвигнуть государства к переосмыслению существующих механизмов обеспечения достоинства и свободы человеческой личности. Подход к правам человека, который основан на понимании свободы, оторванной от нравственной ответственности, демонстрирует свою очевидную неэффективность.
Совесть в сердце человека, осознание связи каждой личности с Творцом — будь то христианин, мусульманин, иудей или представитель иной религиозной традиции — может преобразить отношения между людьми различных убеждений, стать решающим барьером на пути преследований и дискриминации по признаку принадлежности к религии.
Греховная гордыня может облекаться и в личину религиозности, когда человек считает себя верующим настолько, насколько глубоко и фанатично ненавидит тех, кто придерживается иных взглядов. Рост религиозного экстремизма является оборотной стороной радикального секуляризма — они едины в своих подходах к инакомыслию и в попытках изменить окружающую действительность по примитивной схеме «свой-чужой».
Здесь стоит упомянуть о высокой ответственности религиозных лидеров за воспитание своих последователей в духе уважения к каждому человеку вне зависимости от его убеждений. Несомненно, что религиозное образование и воспитание должны стать одним из наиболее важных элементов механизма защиты прав христиан. Русская Православная Церковь более десятилетия поддерживает диалог с исламскими общинами Ближнего Востока, обогативший нас информацией о позициях друг друга. Такие связи, несомненно, являются хорошим фоном для обсуждения острых вопросов.
Русская Церковь уже обращалась к лидерам исламского мира с призывом осудить насилие в отношении христиан, и мы получили множество живых откликов от наших давних партнеров по межрелигиозному диалогу. Христиане издревле играли значимую роль в стабильности региона Ближнего Востока и Северной Африки, своим присутствием доказывая миролюбивый характер мусульманского большинства. Изгнание христиан откроет путь для проповедников экстремизма, которые будут успешно создавать образ неведомого врага.
Мы вновь выступаем за создание действенного механизма защиты прав христиан и христианских общин, который может быть создан путем открытого диалога с участием представителей иных религиозных общин. Такой механизм должен основываться в своей работе на представлениях о традиционных ценностях, свободе, достоинстве и ответственности, которые издревле позволяли людям жить в мире и добрососедстве.
Мы выражаем солидарность со всеми христианами, которые подвергаются гонениям, и заявляем о своей готовности оказывать им всеобъемлющую поддержку в рамках всей внешней деятельности Русской Православной Церкви.