Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на открытии XV Рождественских чтений

Выступление министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на открытии XV Рождественских чтений
Версия для печати
29 января 2007 г. 15:30

Выступление министра образования и науки А.А. Фурсенко было посвящено одному из животрепещущих вопросов, обсуждающихся в настоящее время в обществе — преподаванию религиозных дисциплин в школе.

Ваше Святейшество! Ваши высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений!

Прошедший год был особым для нашего образования:
∙ после 1990-х гг., когда государство фактически ушло из образования, минимизировав свою экономическую поддержку и отказавшись от заинтересованного участия в формировании образовательной политики;
∙ после первых лет нового века, когда наряду с существенным ростом бюджетов образования на всех уровнях — муниципальном, региональном, федеральном — сформировались основы новой политики в сфере образования — в 2006  году     впервые образование стало в полном смысле национальным приоритетом.

И дело не только в реализации национального проекта «Образование» или в росте расходов по этой статье (консолидированный бюджет превысил триллион рублей, опередив все остальные статьи). Гораздо важнее то, что вся страна власть, бизнес, общественные институты провозгласили, что образование — это та база, на которой должен основываться новый этап развития России.

Поэтому, выступая сегодня перед вами, предлагая основные направления для совместной работы, я хочу остановиться на двух, которые считаю ключевыми:
∙ качество знаний, которые получают молодые люди во время обучения;
∙ и воспитание молодого поколения, формирование нравственно-духовной основы нашего общества, ибо именно молодежи уже в ближайшем будущем предстоит взять на себя ответственность за будущее России.

Крайне важно, чтобы и обучение, и воспитание полностью отвечало запросам как самих молодых людей, так и государства, экономики, общества. И Русская Православная Церковь, как один из важнейших общественных институтов России, играет в формировании внешнего по отношению к системе образования заказа одну из ключевых ролей.

Трудно в этом смысле переоценить значение Рождественских чтений, которые вот уже 15 лет дают прекрасный повод лишний раз задуматься о том, что в современных условиях образованию принадлежит исключительная роль стратегического ресурса устойчивого развития и безопасности страны.

Образование является мощным ресурсом взаимопонимания людей и консолидации общества. Знание исторических основ культуры народов России крайне важно заложить в школьном возрасте, так как именно в осознании своих корней, восприятии себя как части великой национальной истории заложен огромный воспитательный потенциал.

При этом проявление нравственности и духовности должно демонстрироваться через исторические факты, культуру и литературу, поэтому при разработке Минобрнауки России нового поколения государственных стандартов общего образования их формирование в гуманитарной части будет реализовываться с учетом мнения централизованных религиозных организаций.

Планируемое введение федерального государственного образовательного стандарта сохранит свободу образовательного учреждения в формировании образовательной программы и возможность региональных органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных этнокультурных и этноконфессиональных особенностей.

Я специально останавливаюсь на этом, так как возникли безосновательные опасения, что переход на новый стандарт может помешать преподаванию предметов, дающих нравственную и духовную основу воспитания.

Религия оказала значительное влияние на историческое и культурное развитие народов России. Поэтому сама идея изучения в школе роли православия и других традиционных религий естественна, соответствует законодательству и может только приветствоваться.

При этом важно учесть особенности исторического развития и традиций населения регионов, обеспечить научно-педагогическую экспертизу тех материалов, которые предлагаются для изучения, и, самое главное, подготовку преподавателей. Это сложная и кропотливая работа, ответственность за которую в соответствии с законодательством несут субъекты Российской Федерации.

В течение трех лет Минобрнауки России проводит ежегодный мониторинг деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия с религиозными организациями в сферах образования, воспитания, реализации социальных программ. В соответствии с полученными данными, в большинстве регионов изучением истории и культуры религии охвачены тысячи школьников в сотнях школ с целым рядом историко-культурологических предметов.

В большинстве регионов, где преподаются такие курсы, разрабатываются собственные программы и учебно-методические комплексы по различным дисциплинам.

Преподавание исторических и культурных основ религии в многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации, на наш взгляд, в первую очередь должно вести к формированию у школьников системы позитивных духовных ценностей.

Важно, чтобы учащиеся при этом воспитывались в духе уважения к религиозным и национальным традициям, а также к религиозным и внерелигиозным убеждениям личности, что и обеспечивает профилактику религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии.

В результате преподавания истории и культуры религии у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных национальных и религиозных традиций, а также к толерантному отношению и диалогу с представителями других культур.

Хочется в этом плане особо отметить, насколько Русской Православной Церкви удается уважительно и сбалансированно представлять не только собственные исторические и культурные традиции, но и специфику различных религиозных культур. Лучшим доказательством этого тезиса может служить «Православная энциклопедия», вобравшая в себя наиболее авторитетные презентации многообразного философско-религиозного опыта.

В этой связи, возвращаясь к содержанию образования и к выступлению митрополита Климента, я хочу сообщить, что для подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Минобрнауки России от 17 марта 2006 г. № 55 в марте создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской Православной Церкви, Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов. Разработанные группой предложения направлены в Российскую академию образования для использования при разработке нового поколения государственных стандартов общего образования. При этом необходимо учитывать, что важно не только императивно дать обучающимся сумму историко-культурных сведений, но в первую очередь научить всесторонне подходить к восприятию различных подходов к решению ключевых проблем мироздания, опираясь на факты, самостоятельно осмысливать выдвигаемые гипотезы, формировать свое мировоззрение.

В рамках национального проекта «Образование» к проблемам воспитания было привлечено особое внимание: впервые за 20 лет было официально введено понятие классного руководства — помимо принятия соответствующих нормативных документов была обеспечена и ресурсная поддержка (только из федерального бюджета на дополнительное вознаграждение за классное руководство выделяется более 11 млрд. рублей в год).

Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом: снижен воспитательный потенциал ведущих институтов воспитания — семьи, учреждений образования, культуры, спорта; межнациональные конфликты, обострения противоречий на религиозной почве, эскалация терроризма — все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности; по-прежнему высоким является уровень криминальной активности подростков и молодежи; во многих регионах остается неудовлетворительной кадровая обеспеченность организации воспитательного процесса.

И в этом вопросе также невозможно переоценить влияние институтов гражданского общества, среди которых Русская Православная Церковь играет одну из ключевых ролей.

Вместе с образовательными учреждениями и важнейшим социальным институтом — семьей — необходимо обеспечить воспитание нового уровня ответственности молодых людей перед родными и близкими, согражданами, перед своей страной.

Я также хотел бы отнести к приоритетам в сфере воспитания активное развитие системы (внешкольного) дополнительного образования детей. В настоящее время Министерству дано поручение Президента разработать в I квартале 2007 года ведомственную целевую Программу развития воспитания в системе образования Российской Федерации, включив в нее меры по воспитанию толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей. Сегодня определены цели и задачи проекта Программы, ее основные направления деятельности, а также ключевые мероприятия и объемы их финансового обеспечения. Мы приглашаем всех заинтересованных к участию в разработке и реализации этой программы.

Совместная работа дает результаты и в такой важной сфере, как здоровье детей и подростков, в поиске новых решений, направленных на снижение уровня заболеваемости и сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков и молодежи.

В частности, наработки Русской православной церкви учитывались при разработке Концепция развития системы психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года, предусматривающей совершенствование оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи детям, подросткам и молодежи, развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров).

Демографическая ситуация в стране в значительной степени зависит от состояния института семьи. К сожалению, в последнее время наблюдаются серьезные нарушения духовно нравственных ценностей семейных отношений. Как следствие -высокий уровень разводов, проявление насилия и асоциального поведения членов семьи, в том числе детей и подростков.

В    целях   повышения   авторитета   института   семьи, воспитания и активной пропаганды у подрастающего поколения духовных и нравственных ценностей Минобрнауки России стремится:
∙ создать систему профессиональной подготовки кадров в области молодежной семейной политики;
∙ способствовать формированию системы социальных служб, клубов молодой семьи в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, психолого-педагогических, информационных, консультационных и иных услуг молодым семьям, в том числе при организации семейного и детского отдыха;
∙ увеличить число массовых мероприятий, в которых главным участников является семья как единое целое.

Говоря о воспитании, мы ни в коем случае не должны забывать о качестве образовательных программ, профессиональной подготовке молодых людей, способствующей их востребованности в жизни. Решение этой проблемы зависит от того, насколько тесны связи между экономикой и образованием, но и, конечно, от личности Учителя. При этом голый прагматизм в обучении для обеспечения сиюминутных результатов вряд ли приведет к стратегическому успеху.

Педагогическому образованию наше Министерство сейчас уделяет повышенное внимание. Важно, чтобы в школе работали подвижники и получали за это достойное вознаграждение. Реализация национального проекта «Образование» призвана решить и эту задачу.

В этой связи я хотел бы привлечь ваше внимание еще к одной совместной с Русской православной церковью и другими централизованными религиозными организациями инициативе, реализованной Минобрнауки России в 2006 году.

В настоящее время 39 учреждений профессионального религиозного образования имеют лицензию Рособрнадзора и осуществляют подготовку специалистов. В соответствии с поручением Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Минобрнауки России в 2006 г. организовало ряд совещаний с представителями всех традиционных конфессий по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях образовательных программ на основе государственных стандартов профессионального образования и их государственной аккредитации.

По итогам этого обсуждения подготовлены предложения по внесению изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, 33) и федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 19), предусматривающие, что свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

Интеграция профессионального религиозного образования в единое российское образовательное пространство может послужить расширению поля взаимодействия централизованных религиозных организаций, в первую очередь, Русской Православной Церкви, с образовательными учреждениями и органами управления образованием в таком непростом деле, как подготовка и повышение квалификации преподавателей историко-культурологических дисциплин в области религиозной культуры, педагогов, работающих с семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в соответствии с принципами уважения к личности и индивидуальности ребёнка, веры в его собственные силы и возможности, опоры на его лучшие качества, формирования гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознания ответственности перед обществом. Она должна быть направлена на подготовку детей к жизни в быстро меняющихся условиях, развитие коммуникабельности и толерантности в условиях расширения масштаба межкультурного взаимодействия, развитие личности, формирование современного мышления.

Суммируя вышесказанное, можно заключить, что сотрудничество Минобрнауки России и Русской Православной Церкви, а также других традиционных религий демонстрирует положительную динамику, взаимодействие становится все более тесным как в центре, так и в регионах.

Мы видим свою задачу в обеспечении максимально благоприятных условий для толерантного взаимодействия всех традиционных религий в деле обучения и воспитания подрастающего поколения на благо процветания нашей богатой своими традициями, историей, культурой, достойной великого будущего страной.

Хотел бы от имени Министерства образования и науки Российской Федерации и от себя лично поблагодарить всех вас — многолетних сподвижников Рождественских чтений.

Позвольте пожелать доброго здоровья, терпения и творческих успехов всем тем, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России.

И выразить особую признательность за неустанное попечение об образовании и воспитании детей и молодежи Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю — Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Благодарю Вас за внимание.

Москва, Кремль, 29 января 2007 г.

Пресс-служба Московской Патриархии

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

Другие документы

Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Итоговый документ XI Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею

Итоговый документ X Общецерковного съезда по социальному служению