Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях

'Религиозное воспитание в эпоху постмодерна'. Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях
Версия для печати
30 января 2007 г. 10:08

Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходим для формирования целостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Какие же аспекты включает в себя холистический подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Ребенка нужно приучать ходить в храм, соблюдать посты, знать и любить церковную культуру. Его нужно наставлять в Священном Писании и Законе Божием. Однако может ли только этим исчерпываться религиозное воспитание? — Убежден, что нет. Это лишь одна из сторон воспитания, которая не может быть единственной. Вспомним, что корнем слова «образование» является образ. С точки зрения нашей традиции — это образ Божий в человеке. Подлинное воспитание как раз и должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог. Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения.

Именно такой холистический подход к воспитанию важен в современной России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связывают себя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, значительно меньше. В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, — это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру. Само по себе это включение, конечно, важно, однако его недостаточно, поскольку значительное количество наших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивыми к такому религиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников, которые хотя и не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя с православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания.

В связи со сказанным, мне представляется важным разделить задачи религиозного воспитания. С одной стороны, подрастающему поколению необходимо прививать любовь к православной культуре во всех ее проявлениях, включая богословие, богослужение, иконопись и т.д. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские организации. С другой стороны, упор должен делаться на формирование мировоззрения молодежи согласно тем фундаментальным принципам, которые лежат в основе нашей православной традиции.

Задача формирования мировоззрения чрезвычайно сложна, особенно в наше время, которое еще иногда характеризуют как эпоху постмодерна. Для постмодерна характерно отрицание какой-либо идеологии и единого мировоззрения. Сегодня многие у нас сетуют, что страна не имеет своей идеологии. Раньше идеология была, и она служила началом, объединявшим общество. Сегодня же общество, оставшись без идеологии, как многим кажется, лишается консолидирующего начала. Однако все дело в том, что в наше время, эпоху постмодерна, идеология отступает на задний план, и каждый человек самостоятельно решает, что ему надо. На фоне отсутствия идеологии возникают новые силы, которые объединяют людей. Сюда может быть отнесена, например, мода — в самом широком смысле этого слова, обозначающем моду не только на одежду, но на определенный образ или стиль жизни, который включает в себя следование неким интеллектуальным и эстетическим стандартам. В эпоху постмодерна определяющую роль в жизни людей играет не идеология и даже не определенные философские воззрения, но поведенческие и эстетические стандарты.

Далеко не всегда эти стандарты обогащают внутренний мир человека. Чаще наоборот, они бывают разрушительными. Яркий пример навязывания человеку определенных стандартов представляет современные электронные СМИ. Задумаемся, что означает колоссальное количество транслируемых сегодня развлекательных телепрограмм, совершенно несоизмеримое с реальными потребностями тех, кто эти программы смотрит на телевидении? С одной стороны, это свидетельствует о духовном вакууме, который такими программами заполняется. С другой стороны, эти программы формируют определенные стереотипы, создают иллюзию некоего идеального мира — блестящего, самодостаточного, мира без страданий — мира, где даже смерть является не более чем развлечением. Огромную роль в том, что человек подпадает под очарование этого иллюзорного мира, играет реклама. Реклама, помимо того, что вводит человека в виртуальную псевдореальность, пробуждает в душе потребительские чувства, которые также формируют определенное — далеко не самое правильное — отношение к жизни, некий поведенческий стандарт.

На фоне отсутствия какой-либо идеологии и даже невозможности самой идеологии, подмененной модой на определенный стиль жизни и поведения, сформированный телевидением и рекламой, Церковь на сегодняшний день остается единственной силой, которая способна формировать жизненное мировоззрение, потому что она может затрагивать самые глубокие стороны человеческой души, недоступные ни идеологии, в которой рано или поздно всегда наступает разочарование, ни модной поп-культуре, которая всегда скользит по поверхности и неспособна даже близко подойти к ответу на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Чтобы понять, почему в наше время возник кризис идеологии и почему именно религиозное мировоззрение может его заполнить, необходимо обратиться к истории. Еще в конце XVIII и особенно в XIX веке идеологии возникали как попытки вытеснения религиозного мировоззрения, в рамках «укрощения религии». Идеологии, по сути, становились некими суррогатами религии; они занимали место религии, превращаясь в секулярную псевдорелигию. В отличие от религии, однако, идеология не имеет глубокой укорененности в человеческом естестве, не может охватить собой всех сторон человеческого бытия.

Идеологии не могут удовлетворять требованиям человеческой природы, созданной по образу Божию, потому что никакая идеология не способна проявить и раскрыть этот образ в человеческой жизни. А почему?! Потому что идеологии не могут одновременно удовлетворить требованиям свободы и нравственности, ибо свобода и нравственность — от Бога, именно в этих силах и способностях особо отображается в человеческой природе образ Божий. Идеологии, как показывает исторический опыт, стремятся либо к ограничению человеческой свободы (тоталитаризм), либо к минимизации или даже игнорированию нравственного начала (либеральный секуляризм). Идеологиям не дано объединить одно и другое в синтезе, преображающем человеческую личность.

Поэтому рано или поздно приходит конец всякой идеологии, что мы и наблюдаем в наше время. Преодолеть кризис идеологии можно лишь вернувшись к тому, что идеология попыталась собой подменить — религиозному мировоззрению. То же относится и к современной массовой культуре или поп-культуре, которая также представляет из себя некий суррогат мировоззрения — безусловно, более примитивный, чем идеология. Рано или поздно и такая культура исчерпает себя, как исчерпали себя идеологии. Подобно идеологии, поп-культура обречена на то, чтобы оставить после себя в душах людей лишь пустоту. Религиозное мировоззрение может стать реальной альтернативой и поп-культуре и идеологии. Поэтому важно, чтобы современный человек, особенно в период своего формирования как личности, имел возможность получать религиозное воспитание, которое способно уберечь его от множества кризисов, связанных с разочарованием в идеологии и современной культуре.

Основной средой, в которой закладываются основы мировоззрения подрастающего поколения, является школа. Именно благодаря школе молодой человек может научиться преодолевать соблазны эпохи постмодерна, получить в противовес поп-культуре, с которой он соприкасается через телевидение, глянцевые журналы и рекламу, нравственный стержень, на основе которого сможет сформироваться его мировоззрение. Поэтому мы считаем очень важным, чтобы в школах осуществлялось преподавание Основ православной культуры. И мы не понимаем логики Министерства образования, которое пытается сейчас ликвидировать региональный компонент образования, в рамках которого во многих регионах России преподаются Основы православной культуры. Представляется очевидным, что попытки ликвидировать региональный компонент направлены прежде всего против этого предмета, поскольку в ответ на возражения из регионов: а как же быть с преподаванием местной истории и культуры, — из министерства отвечают, что все это останется, но вот Основ православной культуры уже не будет. Такая политика министерства противоречит воле самих регионов, пожелавших ввести данный предмет в школьный куррикулум, а также позиции авторитетных общественных организаций, таких как Общественная палата. Нам сейчас очень важно выступить за сохранение возможности преподавать Основы православной культуры в школах, и начинающиеся Рождественские чтения — это та высокая трибуна, с которой это может быть сделано.

Помимо школы, Церковь должна выполнять свою воспитательную функцию в сотрудничестве с наукой, особенно гуманитарной наукой, образованием, литературой и искусством. Примером такого сотрудничества является деятельность Всемирного русского народного собора. На мой взгляд, наиболее весомым и полезным для общества плодом соработничества Церкви и общественных сил, вовлеченных в деятельность собора, стала принятая в апреле прошлого года Декларация о правах и достоинстве человека. В этом документе представлена оценка таких фундаментальных категорий современной общественной и политической жизни как права человека и свобода. Причем оценка этих категорий дана именно с точки зрения православного мировоззрения.

Хотя многие из здесь присутствующих имели возможность ознакомиться с текстом Декларации, этот документ еще не был представлен церковной аудитории. Пользуясь случаем, я хотел бы предложить сейчас Вашему вниманию основные мысли, изложенные в Декларации. В первую очередь, в ней утверждается ценность любого человека как носящего в себе образ Божий; также констатируется наличие у всякого человека свободы, которой его наделил Бог. Наряду с этим, в Декларации говорится о том, что человек должен уметь различать между добром и злом. Проводить такое различие ему помогает врожденное нравственное чувство и религиозная традиция. Однако мало знать различие между добром и злом – нужно еще на деле применять это знание, сознательно устраняясь от злых дел и творя добрые дела. Необходимой предпосылкой выбора в пользу добра и устранения от зла является Богом данная свобода выбора, используя которую, человек достигает высшей свободы — свободы от греха. В Декларации по этому поводу сказано следующее: «Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность — достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло». Декларация, таким образом, не отрицает идею свободы, но связывает ее с нравственной ответственностью: «Права и свободы, — я вновь цитирую документ — неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества». Наконец, в религиозном контексте высший смысл приобретает и идея прав человека. Права человека — это не самодостаточная величина; она обусловлена нравственным содержимым: «Мы — за право на жизнь и против «права» на смерть, — декларирует Всемирный русский народный собор, — за право на созидание и против «права» на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе».

Подавляющее большинство людей положительно восприняли идеи, заложенные в Декларации. Эти идеи нашли отклик далеко за пределами Всемирного русского народного собора и даже за пределами России и Русской Православной Церкви. В частности, в мае прошлого года нами совместно с Папским советом по культуре в Вене была проведена конференция «Дать душу Европе». Участники этой конференции, в том числе с католической стороны, поддержали идеи, выраженные в Декларации, и приняли собственное коммюнике, которое созвучно с Декларацией ВРНС. В частности, здесь идея прав человека увязывается с идеей нравственной ответственности. Именно в этом залог решения тех проблем, которые стоят сегодня перед Европой и в целом перед человечеством. Чтобы проиллюстрировать созвучность Декларации русского собора и православно-католического коммюнике, позволю себе процитировать один абзац из послания конференции: «Народы Европы, если они не вдохновятся глубокими нравственными принципами, характерными как для европейских религиозных традиций, так и для многих светских течений мысли, — они не смогут достойно ответить на вызовы, которые ставит современный мир. Только прочное соединение принципов свободы и нравственной ответственности поможет обеспечить настоящее и будущее Европы, ее общественное благо». В июле того же года в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров, на который собрались лидеры основных мировых религий. На саммите было принято коммюнике, которое по основным своим мыслям также совпадает с идеями, выраженными в Декларации ВРНС. В частности, религиозные лидеры заявили: «Человек – венец творения Всевышнего. Поэтому права личности, их защита и соблюдение на национальном, региональном и международном уровне являются важной заботой для нас. Тем не менее, наш опыт также показывает, что без морального стержня, без понимания наших обязанностей ни одна страна или общество не свободны от конфликтов и упадка. Грех и порок разрушают и личность, и общество. Поэтому мы убеждены, что закон и общественный уклад должны в плодотворном согласии соединить приверженность правам и свободам с пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития». Не только религиозные общины, но и часть секулярного сообщества выразила заинтересованность в идеях, озвученных в Декларации. В частности, мы это видим на примере Совета Европы, который пригласил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси выступить в Страсбурге. Надеемся, что обсуждение Декларации, в том числе с представителями светского сообщества, будет продолжаться, и идеи, выраженные в ней, найдут еще более широкую поддержку. Данная Декларация содержит взгляд православного человека на процессы, проходящие в современном обществе. Поэтому важно, чтобы она изучалась в школах, в том числе общеобразовательных.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью утверждать, что нравственный кризис, который поразил наше общество, может быть преодолен путем сотрудничества здоровых общественных сил. Консолидирующую роль в этом процессе должна играть Церковь. Особое внимание и Церкви, и тех государственных и социальных институтов, с которыми она сотрудничает, должно быть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения – не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека — и общество. Поэтому борьба за возможность воспитания на этих началах есть борьба за будущее России и в каком-то смысле борьба за будущее всего рода человеческого.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Соборное слово XXVI Всемирного русского народного собора

Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Итоговый документ XI Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею