8 января 2012 года, в неделю по Рождестве Христовом и в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас приветствую и сердечно поздравляю со вторым днем Рождества Христова, который мы именуем Собором Пресвятой Богородицы, и воскресным днем!
Сегодня мы вспоминаем людей, близких Спасителю по плоти, Его семью: Пречистую Матерь, Иосифа Обручника, царя Давида — потому что от его семени произошли физические прародители Спасителя по линии Божией Матери; и, наконец, Иакова, Его двоюродного брата, который был первым епископом Иерусалимским.
Очень часто мы называем Рождество семейным праздником — в том смысле, что правильно проводить его в кругу родных людей. Рождество несет в себе тихую радость: хотя совершаются торжественные богослужения, в церквах громко и торжественно звучит дивное пение, тем не менее этот праздник овеян Божественной тишиной, внутренним миром и покоем.
Но не только поэтому Рождество является семейным праздником. Смысл этого семейного торжества раскрывается сегодняшним днем. Мы празднуем память людей, близких по плоти ко Христу Спасителю, — Его земной, физической семьи. И неслучайно именно сегодня читается такое страшное повествование от Матфея (Мф. 2:13-23) о злодеяниях царя Ирода, который, вознегодовав на волхвов за то, что они по наущению Божиему не вернулись в Иерусалим и не рассказали ему, где находится родившийся Царь Иудейский, решил истребить всех вифлеемских младенцев младше двух лет.
Когда весть об этом достигла семьи Спасителя, Иосиф Обручник получил во сне особое внушение от Бога бежать из Вифлеема. Так были омрачены первые дни жизни Спасителя. Это были тяжелейшие дни испытаний — не для Младенца, а для Его Матери и Иосифа Обручника, для Его семьи. Вхождение в мир Спасителя, мирная вифлеемская ночь, пусть и в убогой пещере, вскоре сменились тревогами, скорбями, волнениями, смертельной опасностью, так что нужно было бежать. А что такое бежать в то время? Это ведь не как теперь — сесть в автомобиль, поезд или на самолет. Нужно было пересечь пустынные земли, которые отделяли Палестину от Египта.
Предание запечатлело для нас иконографию этого бегства: Пресвятая Дева с новорожденным Младенцем — на осле, и престарелый Иосиф Обручник — пешком. Они идут через пустыню, без воды, быть может, без достаточного питания, и ведь не только слуги злого царя Ирода могли настичь семью, но и дикие звери. Достаточно представить себе эту страшную картину, чтобы понять, сколь скорбными были первые дни после Рождения Спасителя. И ведь эту скорбь перенесла семья, и именно семья сохранила Младенца для спасения рода человеческого.
Конечно, все совершалось по промыслу Божию. Конечно, Божественная сила сопутствовала этому бегству. Но ведь никто на крыльях ангельских не перенес семью из Вифлеема в Египет — они прошли свою часть жизненного подвига, муки, скорби и страданий.
Сегодняшний день можно по праву назвать праздником христианской семьи. Ведь семья — это и есть та общность людей, которая призвана, как, может быть, никакая иная общность, разделять и скорби, и радости каждого из ее членов. Семья призвана стать крепостью, защитой для каждого составляющего ее члена, родным, теплым домом, подлинным очагом, вокруг которого существует жизнь.
Cемья как величайшее Божие установление, имевшее место на заре человеческой истории, в жизни прародителей Адама и Евы, явилась самым устойчивым, можно сказать, вечным институтом общественной жизни. Менялись формы государственного устройства, политические системы, поднимались, а затем разрушались и уходили в небытие страны, государства, империи, но семья всегда сохранялась — как Божественное установление, как очаг, как колыбель, как место, где раскрывается любовь людей друг к другу.
И вот мы достигли времени, когда псевдокультура, пронизанная грехом, вошедшая в плоть и кровь жизни современного человека, бросает вызов самой семье. Все это происходит просто по движению плоти, по голосу инстинкта, и укладывается в простую логику угождения своей собственной страсти. Но ведь всякий грех и всякое преступление непременно нужно объяснить, а затем и оправдать. И мы слышим, чем сегодня объясняется и оправдывается разрушение семьи — человеческой свободой, ложно понятой любовью. И ведь никто особенно не порицает того, что происходит, — более того, кинематограф, телевидение подхватывают эту идею, ее оправдывают, вводят ее в некий порядок жизни, представляют как возможный свободный выбор свободной личности.
Все, что установил Бог, человек да не разрушает (см. Мф. 19:6). Эти слова произносит Святая Церковь во время Таинства брака. Почему так грозно, так ясно, прямолинейно и бескомпромиссно звучат эти слова? А потому что все то, что Бог установил, и определяет человеческую жизнь. Богу было угодно вложить в основу этой жизни Свои собственные законы, и если человек посягает на них, то разрушается он сам, но не Божий закон.
Семья есть Божественное установление, и всякое разрушение семьи есть грех. И сегодня, когда мы вспоминаем семью Господа и Спасителя, близких Ему по плоти людей, мы молимся и о наших семьях, которые подвергаются ныне разрушению. Мы молимся о самом институте брака, который разъедается коррозией человеческого греха. И верим, что через это Божественное установление Господь не только продолжает род человеческий, но и сохраняет любовь, уважение, солидарность между людьми.
Пусть молитвами Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, святого Иосифа Обручника, святого праведного царя и псалмопевца Давида, святого апостола, первого епископа Иерусалимского и брата Господня Иакова Господь укрепляет людей, живущих в браке, сохраняет в мире и целостности их семьи, через что и умножается благоденствие всего народа. Наученные этой великой Божественной истине, которая открывается нам через праздник Рождества Христова, будем просить Господа об умиротворении семейных конфликтов, о восстановлении разделенных семей, об укреплении брака в жизни людей во исполнение Божественного закона, призванного поддерживать саму жизнь рода человеческого. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси