Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: «Национальность никогда не была свойством Церкви»

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: 'Национальность никогда не была свойством Церкви'
Версия для печати
19 февраля 2007 г. 12:36

Архиепископ Цетинский, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий дал интервью Белградскому еженедельнику «НИН», в котором высказал свое мнение по поводу церковно-политической ситуации, сложившейся в Черногории после объявления независимости.

— Ваше Высокопреосвященство, изменилось ли что-нибудь в положении Церкви после объявления независимости Черногории?

— Церковь в Черногории с начала Второй Мировой войны всегда находится под давлением: как во времена оккупации, так и во времена коммунистического тоталитаризма. С девяностых годов прошлого века начали происходить известные перемены, оттепель в отношении Церкви, но начались и новые попытки ею манипулировать, угрозы ее подлинности, первенству вследствие возникновения секты под названием «религиозное объединение Черногорская Православная Церковь». После объявления независимости Черногории, те, кто основал это религиозное объединение в 1993 году, пытаются всеми возможными способами представить это объединение как «поместную церковь».

— Защитники так называемой «черногорской православной церкви» выступают как защитники некой «государственной религии», производя впечатление, что действуют под покровительством государственной власти Черногории. А насколько в действительности все это происходит «по благословению» политического верха Черногории?

— Тенденция превращения этой так называемой «черногорской православной церкви» в «государственную религию» уже является показателем того, что ее сторонникам (так они сами себя называют!) в действительности нет дела до Церкви, но ими руководят идеологически-секулярные интересы. Ожидалось, что государственная власть и политическая элита Черногории после достижения своей политической цели — независимости Черногории, для осуществления которой в сущности и было создано это религиозное объединение, перестанут манипулировать Церковью. Этого, к сожалению, не произошло, по крайней мере в отношении того, что касается  официальных государственных органов и массмедиа.

Интересно, что главные защитники этой так называемой «черногорской церкви», как правило, все — вчерашние гонители Церкви, марксисты, титоисты (почитатели И. Броз Тито — Ред.) и атеисты. Вся их религиозность сводится к разведению огня накануне Рождества (народный обычай — Ред.) и к заявлениям по поводу собственной  принадлежности к какой-либо из церквей Черногорско-приморской митрополии.

— Эта так называемая «черногорская православная церковь» несколько дней назад сообщила, что «обновила Священный Синод» и «объявила первый декрет», в котором говорится, что она «автокефальна и самостоятельна». Как вы к этому относитесь?

— Чтобы какая-то Православная Церковь могла иметь Синод, нужно в первую очередь, чтобы она являлась Церковью истинной, признанной и известной как таковая всеми Православными Церквями, включая Вселенскую Патриархию. Между тем, во главе этого «обновленного Синода» находится личность, не просто лишенная священнического сана, но и отлученная от Православной Церкви, как таковая для нее не существующая ни как простой член Церкви, ни, тем более, как священник и епископ («черногорская православная церковь» была основана в 1993 году архимандритом сербского происхождения Антонием Абрамовичем (+1996), бывшим клириком Православной Церкви в Америке — Ред.).

Таковы и те, с кем он создал так называемый Синод: два авантюриста из России, отлученные от Русской Православной Церкви (Aндрeй Лысeнко, провозглaсивший сeбя нeким «Aрхиeпископом Сeрпуховским Aндрeeм Истинной русской прaвослaвной цeркви», и «протопрeсвитeр» Aлeксaндр — Ред.), один бывший римско-католический монах, который сам себя провозгласил «митрополитом» несуществующей «Итальянской Православной Церкви» (Aнтонио дeл Росо, называющий сeбя «митрополитом Рaвeнны и всeй Итaлии» — Ред.)!

Самое интересное, что это сборище, названное «черногорской церковью» и «священным синодом», созданное именно в интересах Черногории, состоит из итальянца, русских, сербов; есть даже два цыганских «священника» из Баната! Честно говоря, мне кажется, время покажет, что из всех религиозных объединений, которые появляются в наше смутное время, это так называемое «черногорское» окажется самой странной. «Автокефальная и самостоятельная»? Как говорится: «Вот тебе ничто, держи его крепче!».

— Говорят, что якобы «столица черногорской православной церкви» переместится в Цетинский монастырь, а центры ее «епархий» будут располагаться в монастырях Острог и Джурджевы ступови (Георгиевы стопы). Сторонники ЧПЦ открыто претендуют на имущество Сербской Православной Церкви? Еще в день провозглашения независимости Черногории Мираш Дедеич (стaл дьяконом в 1988 году нa 50-м году жизни, лишeн сaнa во Всeлeнской Пaтриaрхии aктом Синодa от 9 aпрeля 1997 годa, a 12 ноября 1998 годa отлучeн от Цeркви и прeдaн aнaфeмe; 6 января 1997 г. избран «митрополитом» «черногорской православной церкви», после пострига принял имя Михайло — Ред.) заявил, что при поддержке власти «черногорская церковь присвоит себе 750 церквей и монастырей», все, которые были построены до 1920 года, когда, по его словам, «черногорская православная церковь лишилась автокефальности». Уже известны случаи, когда церкви брались силой. Как часто подобное происходит?

— В наше смутное время существует немало людей, желающих присвоить чужое имущество. То, что это новообразованное религиозное объединение претендует на имущество многовекового устройства Церкви, в очередной раз показывает нам, с какими людьми в действительности мы имеем дело. Но что поражает — так это тот факт, что среди власть имущих людей, призванных уважать и хранить правду, права человека и права на имущество, — среди них есть те, кто поддерживают, иногда даже официально, подобное воровство и претензии на имя, достоинство и права той, которая древнее самого государства!

— В предложенную новую Конституцию Черногории переходит положение о том, что «Православная Церковь, Исламское религиозное объединение, Римско-католическая церковь и другие религиозные объединения отделены от государства». Православная Церковь — универсальная, вселенская, но если в условиях, которые сложились в Черногории, не упомянуть полное название Поместной Церкви, о которой в этом положении идет речь (в данном случае Сербской Православной Церкви), то это у многих может вызвать сомнение, что речь идет о «черногорской православной церкви»?

— Больше всего удивляет и действительно беспокоит тот факт, что в новой Конституции Черногории среди Церквей и религиозных объединений на первом месте стоит «черногорская православная церковь», после нее — Сербская Православная Церковь, Римско-католическая, Исламское религиозное объединение и другие объединения. Если данное положение о вероисповеданиях в Черногории будет принято, это явится беспрецедентным насилием и вмешательством в жизнь Церкви, и это во имя отделения Церкви от государства!

Государство таким образом Конституцией породит Церковь и этим осуществит вмешательство во внутренний порядок и каноническое устройство Церкви как таковой. Церковь не против прежней формулировки 1992 года, которая признает Православную Церковь; притом должно быть обозначено, о какой канонической Церкви идет речь и какие епархии в Черногории ей канонически принадлежат.

— Сомнения вызывает и само заявление президента Черногории Филиппа Вуяновича о том, что митрополию Черногорско-приморскую он никогда не относил к Сербской Православной Церкви в Черногории.

— Насколько мы поняли слова президента Черногории господина Вуяновича, он этим самым хотел выразить свою национальную принадлежность. Это его личное право, если при этом он не вмешивается в вопросы канонического устройства Церкви в Черногории.

— Очень часто, почти всегда, сокращают официальное название митрополии Черногорско-Приморской, опуская ту часть, которая говорит о ее принадлежности Сербской Православной Церкви. Почему?

— Национальность никогда не была свойством Церкви. Мы, православные, испокон веков исповедаем в Символе веры «единую святую соборную и апостольскую Церковь», и никогда — арабскую или греческую, русскую или сербскую. То что в новое время некоторые поместные Церкви употребляют в своем названии национальную приставку, это происходит не потому что это свойство их Церкви, а потому что большинство верующих принадлежит к определенной нации. Не нужно забывать, что Церковь в Королевстве Сербии  называлась «Православная митрополия в Королевстве Сербии», за Саввой и Дунаем находилась «Карловацкая митрополия», а в Черногории — «архиепископия Цетинская», относящаяся к «Черногорской митрополии» и так далее.

Черногорская митрополия никогда не меняла своего названия: называлась Православной митрополией и в межвоенный период и вплоть до дня сегодняшнего, оставаясь при этом членом архиепископии Печской и Патриархии Сербской, относящимся к Сербской Православной Церкви.

Здесь следует обратить внимание на следующее: поскольку заблуждения «этнофилетизма», осужденного как ересь на Соборе в Царьграде (1872), породили раскол в Церкви (украинской, молдавской, македонской, вот теперь и черногорской), современное православное богословие настаивает на возвращении Церквям названий в соответствии с исконным церковным порядком. А по этому порядку, который сохраняли древние Церкви Востока (Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Царьградская), Поместная Церковь получает название по главной епископской кафедре, а не по географическому местоположению или по национальной определяющей.

— В последнее время на Вас сыплются нападки и с одной, и с другой стороны. Вас часто критикуют за то, что Вы в некоторых ключевых моментах поддержали тех, кто выступал за отделение Черногории от Сербии. Что Вы на это отвечаете?

— Тяжело епископам и христианам, которых люди хвалят, особенно если их хвалят христоборцы и богоборцы. Что касается моего «выступления за отсоединение Черногории от Сербии», все честные люди знают, за что выступает митрополит Черногорско-Приморский, как гражданин и как человек. При этом знают и его позицию: несмотря на изменения государственного порядка и границы, на Церковь это не влияет, она имеет свой многовековой порядок и устройство, по которому живет, от каждой власти ожидая уважительного отношения к ее порядку и ее решениям, которые касаются изменения ее устройства и осуществления ее миссии.

— Каково ваше мнение, что сегодняшнюю Подгорицу и ее элиту интересует больше: поднять «черногорскую православную церковь» до уровня «государственной церкви» или исторгнуть из Сербской Православной Церкви и каким-то образом присвоить себе митрополию Черногорско-Приморскую?

— Почему Подгорица и ее властвующая политическая и идеологическая элита настаивает на своей в какой-то мере «государственной церкви»? Боюсь, это трудно объяснить и ей самой, особенно сейчас, после объявления независимости государства. Элита, о которой идет речь, секуляризована вдвойне: во-первых, титоистско-марксистской идеологией, во-вторых, сегодняшним продажно-буржуазным менталитетом и концепцией гражданского общества, которая сама по себе превратилась в новый вид псевдорелигии, обожествляющей доход и гедонизм. Для идеологии такого типа Бог и Церковь могут представлять разве что фольклор. Так зачем таким людям понадобилось создавать «государственную религию»? Такое впечатление, что за этим кроется глубинный кризис самосознания. Как иначе объяснить такое, если не сказать — фантастическое стремление к обожествлению своего государства и ее «твердых» границ — в тот момент, когда Европа объединяется и снимает межгосударственные границы? Те, которые десятилетиями проповедовали «вымирание государства», это самое государство провозглашают идолом и золотым тельцом!

Идеологический кризис и кризис национального самосознания, очевидно, сознательно или подсознательно ищет себе религиозное основание в своей «церкви», своей религии.  Во всем этом немалую роль играет сильно развитое в черногорском обществе национальное самосознание, на основе которого партии принимают черты религиозных организаций, в которых религия и Бог выступают в качестве национального божества и веры. На самом деле, это представляет собой современное язычество национализированного типа, которое, как и во времена древнего язычества, вновь пытается подкопать фундамент Церкви Божьей.

НИН/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Глубокая вера русского народа неизменна

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Протопресвитер Владимир Диваков: В юности нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным

Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь

Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь

Митрополит Клинский Леонид: Любые вердикты Александрийской Церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период