Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев выступил 21 февраля с резкой критикой в адрес главы Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигуллы Аширова после его высказываний о Русской Православной Церкви.
«Ставить на одну доску «Майн кампф» и Евангелие — это означает хамить. Мне искренне жаль российских мусульман, азиатской части особенно, от имени которых он имеет честь говорить», — заявил отец Андрей «Интерфаксу».
Ранее муфтий Н. Аширов усмотрел в преподавании Основ православной культуры в российской школе на Кубе «одно из проявлений ползучей христианизации», назвал Русскую Православную Церковь «узко-национальной конфессией» и обвинил ее в «беспардонном лоббировании» своих интересов. Он также выступил против права родителей решать, какие предметы изучать их детям, сказав, что точно так же родители могут вдруг решить, что школьники должны изучать «Майн кампф».
Комментируя высказывания муфтия, диакон Андрей Кураев отметил, что обвинение Православной Церкви в бессовестности «находится за гранью любых норм политкорректности». По его словам, странно обвинять Русскую Православную Церковь в том, что она лоббирует свои интересы, «потому что, вообще говоря, отстаивание своих интересов — призвание любой группы людей, любого человека».
«Поэтому обвинять Русскую Церковь в том, что она отстаивает свои интересы — все равно как если бы вратарь «Спартака» обвинял нападающих «Динамо», что они агрессивно сегодня играли, слишком хорошо», — заметил диакон Андрей Кураев.
Он также напомнил муфтию Н. Аширову, что Русская Православная Церковь отнюдь не мононациональная конфессия. «Просто сами же татары сделали все от них зависящее, чтобы не признать существование кряшен. Напомню, что в Татарстане заблокировали само присутствие графы с возможностью такого рода ответа в последней российской переписи населения», — сказал отец Андрей.
Кроме того, продолжил он, в состав Русской Православной Церкви входят представители очень многих народов, в том числе якуты, чуваши, мордва, коми. Отец Андрей также обратил внимание на то, что первое слово в названии Русской Православной Церкви имеет скорее не этнонимическое, а историческое происхождение.
Что каcается преподавания Основ православной культуры в школе при российском посольстве на Кубе, он выразил сомнение в том, что в составе дипкорпуса РФ в этой стране есть много практикующих мусульман.
«Если их интересы окажутся затронуты, думаю, у них есть возможности отстоять свои права. Я не думаю, что они будут жаловаться с Кубы в азиатскую часть России муфтию Аширову. В данном случае он поступает крайне недобросовестно: нет наличия преступления, а он уже трубит на весь мир, что чьи-то права нарушены», — сказал диакон Андрей Кураев.
По его мнению, в данном случае Н. Аширов выступает в роли «оккупанта — иначе назвать человека, который запрещает русским детям изучать основы нашей родной культуры, нельзя».
«Если в кубинской школе такой предмет появился, то это замечательно, это желание родителей. При чем здесь муфтий Аширов? Почему мы должны спрашивать его мнение?» — сказал отец Андрей. В данном случае, по мнению профессора МДА, происходит «навязывание муфтия Аширова всей России».
«Я хотел бы напомнить, что это тот самый муфтий, который несколько лет назад, когда впервые возникла дискуссия по поводу преподавания Основ православной культуры, предупреждал, что в случае введения этого предмета вся Россия превратится в «большую Чечню», — заявил диакон Андрей Кураев.
Следовательно, продолжил он, именно для того, чтобы этого не произошло, «чтобы ашировых, которые лоббируют свои узкокорпоративные интересы, меньше стало в нашем обществе, необходим такой предмет».
В заключение диакон Андрей Кураев посоветовал Н. Аширову почитать Закон о свободе совести, согласно которому такие предметы, как, например, основы Православия, могут вводиться в школьную программу по желанию родителей или лиц, их заменяющих.