Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ответ Украинской Православной Церкви на письмо Президента Украины на имя Блаженнейшего митрополита Владимира

Ответ Украинской Православной Церкви на письмо Президента Украины на имя Блаженнейшего митрополита Владимира
Версия для печати
5 марта 2007 г. 20:31

На официальном сайте Украинской Православной Церкви опубликован ответ на письмо президента Украины В.А. Ющенко, содержащее предложение по проведению представителями епископата и священства Украинской Православной Церкви встреч и консультаций с представителями УПЦ Киевского патриархата. Портал Патриархия.ru предлагает вниманию читателей полный текст официального ответа.

№ 199
27 февраля 2007 г.

Президенту Украины
В.А. Ющенко

Многоуважаемый Виктор Андреевич!

12 февраля 2007 г. на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, за Вашей личной подписью поступило письмо №1-1/204. В нем Вы, как православный гражданин и как Президент большого европейского государства, в котором, к сожалению, отношения между верующими, а также верующими и государством далеки от тех стандартов, которые хотелось бы видеть, обеспокоены судьбой Украинского Православия и Украинской Церкви. Вы говорите о необходимости соблюдения в Украине свободы вероисповедания и обеспечения уважительного отношения к объединительным устремлениям верующим всех Православных Церквей. При этом Вы ссылаетесь на пункт 14-й Универсала национального единства, который, кстати, принимался для Церкви без Церкви, по поводу чего священноначалие УПЦ в свое время высказало свои замечания. Содержание Вашего письма составляет обращение к главе нашей Церкви и ее Священному Синоду с предложением рассмотреть возможность проведения представителями епископата и священства Украинской Православной Церкви встреч и консультаций с представителями УПЦ Киевского патриархата для решения проблемных вопросов развития Православия в Украине. Целью этих встреч, по Вашему мнению, должен был стать поиск взаимоприемлемых путей урегулирования межцерковного конфликта; также Вы усматриваете в них позитивный фактор в деле объединения православных Украины в единую Поместную православную церковь.

Как известно, 24 января 2007 г. в резиденции Предстоятеля УПЦ в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, который возглавил Блаженнейший митрополит Владимир. Одним из вопросов повестки дня было обсуждение и Вашей, в то время гипотетической, инициативы, изложенной в вышеозначенном письме, правда, в несколько иной редакции, которая, собственно, не очень меняет его содержание. Архиерейский Собор уполномочил редакционную коллегию Собора, нас, нижеподписавшихся, в случае официального обнародования Вами вышеуказанной инициативы, дать обоснованный ответ и разъяснить позицию епископата УПЦ по этому вопросу. По поручению Собора Архиереев УПЦ имеем честь засвидетельствовать Вам свое уважение и сообщить следующее.

Участники Архиерейского Собора заслушали информацию о возможном официальном обращении Президента Украины к Предстоятелю и Священному Синоду УПЦ по вопросу создания Украинской Православной Церковью совместной с представителями УПЦ КП Комиссии, которая занялась бы решением проблемных вопросов развития Православия в Украине. Вероятность такой Вашей инициативы, уважаемый Виктор Андреевич, следовала из заявления, сделанного Вами во время Вашей встречи с «епископатом» УПЦ КП 12 января 2007 г. и обнародованной в СМИ. Вы, в частности, сказали: «Я готов обратиться к Синодам УПЦ и УПЦ КП с предложением создать совместную богословскую комиссию с участием, например, 3 епископов и 2 священников с каждой стороны для рассмотрения наболевших вопросов» (пресс-служба Президента Украины). В свою очередь некоторые церковные и околоцерковные СМИ Ваше высказывание трактовали как Вашу готовность способствовать созданию «совместной богословской комиссии, которая будет заниматься вопросом создания единой поместной Церкви в Украине», «комиссия должна рассматривать актуальные вопросы, которые будут способствовать началу диалога, а со временем и объединению Церквей». Естественно, что информация о возможности создания такой двусторонней комиссии по инициативе Администрации Президента, а тем более, возможное участие в ней епископов УПЦ, вызвали волну протестов среди верующих и ожесточенную дискуссию в СМИ, часто с безосновательными обвинениями как в адрес Президента, так и епископата УПЦ. Верующие нашей Церкви очень хорошо помнят, а часто и физически ощущают на себе, те разбойничьи методы, которыми лишь 15 лет назад новообразованная и зарегистрированная вопреки действующему законодательству так называемая УПЦ КП при попустительстве центральной и местной власти «выстраивала» свою независимую структуру за счет кафедральных соборов, епархиальных управлений и приходских храмов нашей Украинской Православной Церкви. Правовой произвол того времени поражает своей масштабностью и циничностью его участников. Кое-где такое «расширение» имеет место и сегодня. История развития религиозной организации УПЦ КП аналогична истории развития многих нынешних олигархических бизнес-структур с темным прошлым, которые зарождались с нарушением закона во время беспорядка конца 80-х начала 90-х гг. прошлого столетия. Время шло, они окрепли и легализовались. Не о них ли Вы говорили на Майдане в конце 2004-го? Именно по такой схеме развивается так называемый Киевский патриархат — структура, которую создал в 1992 г. бывший Предстоятель УПЦ. Сейчас они также ищут «пути урегулирования межцерковного конфликта» — легализации в православном мире, и в эту аферу втягивают Вас. Вовлекались в этот процесс и Ваши предшественники, однако Михаил Денисенко сказал, что, в отличие от них, «только Вы, Виктор Андреевич, стали делать реальные шаги в этом направлении».

Всесторонне обсудив представленную информацию, Собор принял решение, в случае официального Вашего обращения к УПЦ, уважаемый Виктор Андреевич, с вышеуказанным предложением, воздержаться от образования подобного рода двусторонней комиссии. Такая позиция основана на том, что УПЦ КП, лишенная апостольского преемства иерархии (см. вывод канонической комиссии), не может быть экклезиологически равноправным участником диалога. Правильное понимание этого вопроса, вероятно, имеете и Вы, поскольку в своем письме от 12.02.2007 г. не называете участников возможных консультаций и встреч со стороны УПЦ КП «епископами и священством», а только «представителями УПЦ Киевского патриархата».

Руководствуясь принципом церковной икономии, Архиерейский Собор в одностороннем порядке создал при Синодальных канонической и богословской комиссиях при Священном Синоде УПЦ «Комиссию УПЦ по восстановлению единства Украинского Православия». В ее компетенцию входит поиск путей и методов, а также выработка механизмов восстановление единства Украинского Православия путем церковно-дисциплинарных норм, предусмотренных каноническим правом Вселенского Православия. Собор вновь напомнил, что под понятием «восстановление единства» подразумевается возвращение тех, кто отошел от церковного единства, через осознание ими греха раскола, то есть покаяния, в спасительное лоно Украинской Православной Церкви. Вышеуказанная комиссия УПЦ сможет принимать представителей стороны, которая уклонилась в раскол, выслушивать их возможные инициативы, иметь суждения по каждому случаю и сообщать об этом Священному Синоду и Архиерейскому Собору УПЦ, в компетенцию которых входит принятия окончательных решений.

Представители УПЦ КП осознают собственную экклезиологическую ущербность и сотериологическую пагубность своего положения. Не единичны случаи, когда «духовенство» Киевского патриархата, в том числе и «епископы», рекомендуют близким и дорогим им людям принимать Таинства в канонической Церкви. Однако бесовская гордыня не позволяет им выйти с личной инициативой в отношении диалога, а заставляет искать посредников, в данном случае в лице Президента. Им стыдно посмотреть в глаза своим братьям-украинцам, которых они поносят, порочат и шельмуют вот уже на протяжении 15-ти лет. Стыдно и перед своими последователями, которые обмануты и лишены истинной литургической жизни. Выйти самостоятельно из сложившегося положения — это и означает покаяться. Стоит вспомнить притчу Спасителя о блудном сыне (Лк.15:11-24), которую мы недавно слышали за богослужением в одно из подготовительных к Великому посту воскресений. Собирался ли этот сын, пребывая «на стране далече», проводить встречи и консультации с отцом для решения проблемных вопросов своего дальнейшего существования? Или, может быть, искал взаимоприемлемых путей урегулирования конфликта? Нет. Такого мы в Священном Писании не встречаем. А для Украинской Православной Церкви Евангелие с его истинами не стало архаичным.

В настоящее время ведутся богословские собеседования с представителями Украинской Автокефальной Православной Церкви. Восстановление такого диалога было инициировано руководством УАПЦ. Исходя из подтвержденных временем толерантных отношений к УПЦ и ее верующим, диалог был возобновлен, и, можно надеяться, с Божией помощью он будет плодотворным.

Украинская Православная Церковь сегодня является в Украине самодостаточной Церковью. Она сохранила и владеет в полной мере и неповрежденно всеми дарами и свойствами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, как о том говорит Символ веры. Она может обойтись без тех, кто Ее неразумно покинул. Но она, как любящая Мать, скорбит по своим детям, остающимся вне Ее благодатной ограды и без спасительных Таинств Тела и Крови Христовых, которые, по словам нашего Господа, единственные делают человека наследником вечной жизни.

На Вашу инициативу по поводу «встреч и консультаций» отвечаем, что еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир высказал предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ КП с целью преодоления церковного раскола в Украине.

Священный Синод выразил надежду, что со своей стороны УАПЦ и УПЦ КП проявят добрую волю в этом благом намерении, поддержав это решение, и посчитал возможным незамедлительное начало ведения такого диалога на следующих условиях[1]:

1. Прекращение насилия со стороны сторонников Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в отношении Украинской Православной Церкви.

2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.

3. Невмешательство центральной и местных властей, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко), поскольку он не является членом Церкви, будучи отлученным от нее.

Эти четыре необходимых для начала и нормального ведения диалога условия остаются базовыми и сейчас.

Будущее Украинского Православия зависит не только от позиции епископата УПЦ, но и от осознания трагичности своего положения теми, кто сегодня пребывает за спасительной оградой Матери Церкви. Если такое осознание придет, то проблемы будут решены, о чем мы ежедневно молимся и просим Бога.

Желаем Вам, многоуважаемый Виктор Андреевич, крепкого здоровья и помощи Божией в Вашем служении Украинскому государству и украинскому народу.


По поручению Архиерейского Собора УПЦ с глубоким уважением к Вам

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин

Архиепископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской Митрополии, управляющий делами УПЦ Митрофан

-----------------------------
[1] Журнал №13 заседания Священного Синода УПЦ от 8 декабря 1992 г.// Архив канцелярии Киевской Митрополии.

Перевод Патриархия.ru

Материалы по теме

Сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством приняли участие во Всероссийском семинаре-совещании «Российское казачество»

Приветствие председателя Правительства РФ М.В. Мишустина участникам XXVI Всемирного русского народного собора [Приветствия и обращения]

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора [Патриарх : Приветствия и обращения]

Пленарное заседание XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы»

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года) [Статья]

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года) [Статья]

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года) [Статья]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Другие документы

ЖУРНАЛ Священного Синода от 14 сентября 2022 года

Архиепископ Кипрский Хризостом: Позиция Русской Церкви по украинской автокефалии справедлива и во всем оправдана

Диалог и единство

Письмо Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Патриарху Константинопольскому Варфоломею от 21 марта 2019 года

Письмо Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Патриарху Константинопольскому Варфоломею от 14 января 2019 года

Коммюнике по итогам встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим Патриархом-Католикосом Эфиопским Абуной Матфием

Заявление Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в поддержку канонической Украинской Православной Церкви

Совместное заявление Святейшего Патриарха Кирилла и Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

«Дабы Европа сохранила свою душу». Сообщение для прессы по итогам собеседования представителей Русской Православной Церкви, Сербской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Словении

Совместный пресс-релиз Русской Православной Церкви и Евангелической ассоциации Билли Грэма