6 марта 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата открылось заседание IV секции XI Всемирного Русского Народного Собора «Православие — стержень совместного бытия народов России и восточных славян. Взаимодействие религий и этносов — условие существования и процветания русской цивилизации».
Руководители секции — член Бюро Президиума ВРНС, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и доктор философских наук А.С. Ципко, заведующий Сектором публикаций ОВЦС протоиерей Александр Макаров.
Во вступительном слове протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что заявленная проблематика включает в себя сразу несколько блоков вопросов. Среди них — тема православной цивилизации. «Сегодня мы все больше понимаем, что религия и мировоззрение — не только малозначимая особенность того или иного народа, но основа его общественного устройства, основа образа жизни, основа права, основа модели общества, которое строится той или иной цивилизацией. Поэтому, говоря о православной цивилизации, мы должны говорить не столько об особенностях кухни или одежды, но о том, каким образом Православие формирует общественный уклад, нормы и правила, по которым живет то или иное общество, устраивая ту или иную модель семейной жизни, экономической деятельности, государства, права. Православие сформировало общественные установки целого ряда народов и стран, и очевидно, сегодня есть смысл говорить о том, как Православие может вновь в полной мере стать основой политической культуры, модели социума, который существует как в отдельных странах восточно-христианского мира, так и в виде той или иной структуры объединения их интересов в рамках современных мировых общественных процессов».
Как отметил заместитель председателя ОВЦС, еще одно важное направление дискуссии в рамках заданной темы — отношения православных христиан с нехристианскими религиями и неславянскими этносами в созидании жизни русской цивилизации, включая темы религиозных меньшинств, миграции, межрелигиозной полемики, которую нельзя исключать из общественного пространства. По мнению отца Всеволода, важно обсудить, как приверженцы разных религиозных мировоззрений могут вместе отстаивать интересы верующих людей в условиях секуляризующегося мира, теряющего веру, как построить диалог и взаимодействие без смешения вер, без синкретизма, без сомнительных молитвенно-обрядовых экспериментов. Важно также возродить взаимное познание культур и обычаев и верований разных народов через школы и СМИ. Невежество в этих вопросах часто становится основой для создания мифов и вражды в отношении той или иной национальности или религиозно группы, отметил отец Всеволод.
Третья тема, предложенная отцом Всеволодом для обсуждения — тема единства Церкви, усиления взаимообщения в рамках церковного организма на пространстве исторической России и на канонической территории Русской Православной Церкви, а также противодействия попыткам разделить Церковь по национальному, социальному, политическому признаку, по новым государственным границам, на сторонников той или иной точки зрения в внутрицерковных дискуссиях.
А.С. Ципко особо обратил внимание на социально-политический аспект единства православного мира. «Если не будет существовать национального самосознания, чувства принадлежности к русской православной цивилизации, наша страна распадется», — заявил он.
В своем докладе на секции президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев подчеркнул значение Православия как объединяющего фактора в жизни славянских стран и народов. По его мнению, все попытки создания по-настоящему прочного союза православных народов и государств вне православной доминанты неизбежно оканчивались провалом. В связи с этим докладчик указал на разрушительную роль унии, в том числе для национального самосознания. Он также указал на неоднозначность процесса расширения Европейского Союза: с вхождением в него православных стран и народов в жизни единой Европы появляется заметная культурно-религиозная православная составляющая. Этот процесс, по мнению В.А.Алексеева, имеет и другую направленность — отчуждения, отрыва православных народов России, Беларуси, Украины, Сербии, Черногории от остальной Европы, что чревато непредсказуемыми политическими последствиями.
Руководитель отдела науки и связей с правительственными организациями Духовного управления мусульман европейской России Ф.А .Асадуллин засвидетельствовал общность подходов всех членов Межрелигиозного совета России к социальным проблемам современного общества, к либеральным ценностям, глобализации, межрелигиозному сотрудничеству.
Говоря об особенностях российского общества, он процитировал слова русского философа И.А. Ильина: «Сколько народов Россия приняла, столько и сохранила». «Из более чем двухсот народов на территории Российской Федерации около тридцати ассоциируют себя с исламом и, сохраняя древние духовные связи с арабским миром, они в то же время остаются неотъемлемой частью общероссийского культурного и исторического наследия», — отметил докладчик.
«Только в нашей стране можно увидеть мусульман, которые обращены к традициям исламской культуры и готовы впитывать достижения российской культуры», — сказал Ф.А. Асадуллин.
«Если коренные народы, представители Православия, ислама, иудаизма, буддизма будут жить в мире, у нашей страны будет великое будущее, в противном случае, боюсь, нас ждет судьба Югославии, народы которой пытаются сформулировать свою суверенность, но на самом деле не знают, что с ней делать», — сказал Ф.А. Асадуллин. Он также выразил убеждение, что без мира между религиями мир между народами останется несбыточной мечтой.
Руководитель Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенев свое выступление посвятил паломничеству как виду религиозной деятельности. Он выступил с инициативой внести в итоговые документы Собора предложения к депутатам Федерального Собрания о разделении в российском законодательстве понятий паломничества и туризма.
В докладе исполнительного директора Федерации еврейских общин России В.В. Энгеля была освещена тема уникальности евразийской цивилизации и перспектив ее развития. «Сегодня евразийская цивилизация является носителем уникальной культуры, основу которой составляет русская культура и культуры славянских народов, но которая впитала в себя элементы культуры соседних цивилизаций. Более того, за столетия совместного сосуществования представителями других цивилизаций были созданы свои культуры на русском языке, во многом отличные от культуры других носителей той же цивилизации, проживающих в других странах, — подчеркнул В.В. Энгель. — Эти культуры становятся элементами общей евразийской культуры, обогащая ее, насыщая ее новыми талантами в самых разных областях».
Докладчик отметил, что в основе евразийской цивилизации лежит православная историческая, религиозная и культурная традиция: «Без нее наша цивилизация не существовала бы. Она является ее краеугольным камнем и условием для дальнейшего развития. Вокруг этой основы, этого стержня располагаются традиции других цивилизаций — исламской, еврейской, китайской и западной».
По его мнению, «наша цивилизация имеет все шансы на то, чтобы стать моделью будущего мирового устройства».
Н.Н. Лисовой, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества, старший научный сотрудник Института российской истории РАН рассказал о православной цивилизации в ее историческом контексте, о феномене православной державности.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России З.Л. Коган говорил о семье как основе общества и цивилизации.
В.Н. Осипов, глава Союза «Христианское возрождение», выразил мнение, что в возрождении тысячелетней духовности — залог спасения народа и государства. Он рассказал собравшимся о ситуации с введением в регионах преподавания Основ православной культуры.
Значение византийского и восточно-христианского духовного и культурного наследия для религиозного образования в светской школе подчеркнул в своем выступлении старший научный сотрудник Института социальных и религиозных исследований В.П. Семенко.
О проблемах, с которыми приходится сталкиваться верующим канонической Украинской Православной Церкви говорил председатель Союза православных граждан Украины В.В. Кауров.
С докладом, посвященным характерным чертам православной цивилизации, выступил протоиерей Всеволод Чаплин. «Наша цивилизация может основывать свою жизнь на собственных убеждениях, собственной модели государственной власти, и на равных вести диалог с окружающим миром», — сказал он в завершение своего выступления.
В обсуждении приняли участие представители традиционных религий России, общественные деятели, ученые. По итогам дискуссии ее участники приняли итоговый документ, который будет оглашен на заключительном заседании ХI Всемирного Русского Народного Собора.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru