Православие должно стать полноценной основой политической культуры России, считает заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
«Убежден, что наша православная цивилизация может основывать свое участие в мировых процессах на базе собственных убеждений, и на ее фундаменте мы можем на равных вести диалог с окружающим нас миром и другими цивилизациями», — заявил отец Всеволод на одной из секций проходящего в Москве XI Всемирного русского народного собора.
В современном мире православная цивилизация, по его мнению, «может и должна развивать международные механизмы своего бытия» с целью воздействия на принятие решений глобальными политическими институтами, выработку норм международного права.
Идеологический нейтралитет государства, отметил отец Всеволод, является сегодня «скорее мифом, чем реальностью» — общество современного Запада является «идеологичным», в его системе ценностей «идея зачастую оказывается выше человека». Поэтому постановка вопроса о религиозном нейтралитете государства сама по себе является ложной и «придумана для того, чтобы расчистить путь иным идеям».
«Следовательно, православная цивилизация имеет полное право требовать идеологических предпочтений от государства, а общество — отражения своих идеологических предпочтений в государственной политике», — подчеркнул представитель Московского Патриархата.
Для православного мира, по его словам, естественно единство народа и власти, а идеи экономико-политической конкуренции или «управляемого конфликта» уступают место консолидации общества.
«Власть должна осознать свое единство с социумом так же, как и разные части общества призваны к взаимообщению. Именно этот идеал единства в нашем национальном сознании является гораздо более мощным императивом, чем заявления о неизбежности конфликта в обществе», — отметил отец Всеволод.
В соответствии с этим оптимальная для православной цивилизации властная модель, по его мнению, гармонично сочетает в себе форму личного, персонифицированного управления с участием народа в принятии и политических, и церковных решений, в формате соборов и вече.
«Взаимное смирение, пожертвование интересами — один из идеалов, признанных в нашей аскетике и житийной литературе. История наша полна примерами того, как личность и коллектив ограничивали свое влияние ради достижения общих целей», — отметил отец Всеволод, слова которого цитирует «Интерфакс».
Кроме того, по его словам, в границах православной цивилизации «устройство экономики должно быть подчинено идеалу спасения человека», а общество и государство «в идеале должны иметь духовную миссию».