Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил с обращением по поводу нестроений в среде российского казачества.
15 февраля 2012 года на Совете Атаманов Второго казачьего военного отдела Оренбургского войскового казачьего общества было принято открытое письмо казаков к Президенту и Председателю Правительства Российской Федерации.
В своем обращении братья-казаки высказали свои претензии региональной и федеральной власти, при этом обвиняя чуть ли не во всех своих бедах руководство Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, а также губернатора Челябинской области М.В. Юревича.
В своем письме казаки затронули аспекты жизни современного казачества. Но категоричный и грубый тон письма, безапелляционность высказанных суждений вряд ли поспособствуют преодолению трудностей в казачьей среде. Огорчает, что, найдя «виноватых» во всех нестроениях, братья-казаки не замечают и не признают собственных ошибок и недостатков. Полагаю, здесь будет уместно напомнить цитату из Священного Писания: «Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк. 6:42).
Последовавшая за открытым письмом казаков неадекватная реакция на страницах региональной и федеральной прессы, а также грубые и порой откровенно хамские комментарии в Интернете совершенно нивелировали даже те отчасти здравые мысли, которые были высказаны в обращении. А потоки грязи, вылитые на Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, вместо решения проблем способствовали лишь их усугублению, нанесли удар по единству и взаимопониманию казачества. Очевидно, что авторы письма работают отнюдь не на единение, а скорее наоборот — на разобщение казачества, которое с таким трудом преодолевает все внутренние противоречия, укрепляет свои ряды для службы Отечеству. Сегодня мы обязаны хранить и развивать единение казачества, путь к которому был так долог и тернист.
Выступая со своим обращением к Президенту и Председателю Правительства, казаки отступили от основных принципов казачьей демократии. Казалось бы, кому как не казакам знать о субординации и дисциплине? Чтобы не нарушать субординацию, казакам следовало бы сначала вынести спорный вопрос на обсуждение в рабочую группу по делам казачества в своем субъекте Федерации, затем обсудить его на постоянной окружной комиссии, а потом выходить в профильную комиссию Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Вместо этого казаки напрямую обращаются к высшим должностным лицам нашего государства. Очевидно, что этот поступок идет вразрез с тем духом товарищества, который всегда был присущ российскому казачеству.
Не менее печально, что перед сочинением открытого письма казаки не посчитали нужным обратиться за благословением к войсковому священнику, не попросили его совета. Готовясь принять непростое и ответственное решение, казаки всегда шли за благословением к окормлявшему их священнику, который предостерегал от поспешных и необдуманных поступков. Молитва, исповедь и причастие должны предшествовать совершению серьезного жизненного шага. Горько, что некоторыми казаками эти исконные традиции оказались забыты.
В последние годы государство многое сделало для возрождения казачьих традиций. Совет при Президенте России по делам казачества откликается на все насущные проблемы казаков, помогает налаживать диалог войсковых казачьих обществ с органами власти, с армией и силовыми ведомствами. Сегодня казачество уже имеет возможность поступать на государственную службу, то есть наполнять конкретным содержанием вековые традиции служения Родине.
Мы допускаем, что в каких-то моментах власть может ошибаться. Но если мы берем на себя право указывать на недостатки, то делать это нужно «с кротостью и любовью», как призывает нас Господь.
Особую тревогу вызывает тот факт, что публичная дискуссия о судьбах казачества сегодня разворачивается без учета мнения Русской Православной Церкви. Именно для решения проблем казачества и его духовного окормления был создан и действует Синодальный комитет по делам казачества.
Донской монастырь всегда открыт для казаков. И я как председатель Синодального комитета в любое время готов встретиться и обсудить сложившиеся проблемы. Уверен, что после соборной молитвы и конструктивной дискуссии мы всегда сможем найти достойный выход из любой ситуации.
Еще более печальным является то, что зачастую казаки высказывают свое громогласное мнение лишь в тех случаях, когда вопрос касается непосредственно их интересов. В тоже время мы не услышали заявление этих казаков по поводу непрерывного потока клеветы на Русскую Православную Церковь, на Святейшего Патриарха Кирилла. Не услышали мы осуждений кощунства, свершившегося в главной святыне страны — в Храме Христа Спасителя. Неужели казакам нечего ответить кощунствующим и глумящимся над Православием? Или личные заботы для современного казаки затмили истинное предназначение христолюбивого воинства — не щадя жизни своей защищать Отечество и веру?
Мы не должны забывать, что на первом месте в жизни настоящего казака всегда стояло не личное благополучие, а жертвенность и любовь к Богу. И если мы кричим на каждом углу о бездействии власти, а сами преступно молчим, когда плюют в лицо Матери Церкви, то стоит задуматься, а может есть доля правды в том, что нас порой называют «ряжеными»?
В завершение своего обращения мне хотелось бы напомнить всем братья–казакам, что идет время Великого поста. Это время усиленной молитвы, размышления о своей душе и своих недостатках, а не время ссор и взаимных обвинений. «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», — взывает Церковь словами преподобного Ефрема Сирина.
Будем же достойны высокого звания христианина и казака, очистим свою душу постом и молитвой, ожидая самого главного события в нашей жизни — Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
+Кирилл, епископ Ставропольский и Невинномысский
Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru