3 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошли соборные слушания Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству».
На слушаниях выступил заместитель главы ВРНС, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Святейший Патриарх Кирилл сегодня произнес два очень важных слова: «гражданское действие». Эти слова, наверное, сейчас уже тиражируются средствами массовой информации. И хорошо если так, потому что гражданское действие особенно необходимо православным русским людям, всем, кто стоит за основы традиционной нравственности, за сохранение исторического пути России и ее самобытности. Нина Борисовна Жукова сегодня прекрасно сказала, что нужно не ждать, когда начнутся очередные нападки на нас на всех, но действовать. Сказал очень правильно и господин Юрьев о том, что власть — это часть народа, и при этом значительную часть того же народа составляет Церковь.
Подвиг священномученика Гермогена многому нас научает. Об этом сегодня было сказано практически всеми выступавшими. Он учит нас прежде всего единству молитвы, размышления и действия. Нам сегодня не нужно ждать новых атак, не нужно и благодушествовать, считая, что, если мы не будем будоражить общественное мнение, оно оставит нас в покое, и нам удастся безмятежно дожить до конца собственного века или до конца этой стадии человеческой истории. Теперь многие наши недруги хотели бы, чтобы православные христиане, последователи других традиционных религий России, люди, которые ощущают свою связь с традиционной нравственностью, все время уступали, все время только реагировали бы на информационные поводы и вызовы, предложенные не нами. Чтобы никогда не объединились в своих трудах и в своем гражданском действии люди, желающие видеть Россию и другие страны русского мира духовно независимыми, сильными, определяющими не только свою собственную, но и мировую повестку дня в определенной степени — а у нас есть высокая способность это делать.
Ради такого гражданского действия мы должны постоянно искать примеры в нашем прошлом, которое, увы, сегодня не все знают. Но оно все равно для нас остается великим, потому что были велики люди, сформировавшие нашу историческую традицию. Сегодня прозвучали потрясающие рассказы о жизненном подвиге пастырей, монашествующих, воинов, правителей. К сожалению, все это малоизвестные факты и фигуры в пространстве СМИ, массовой культуры, да и в пространстве общеобразовательной школы. На самом деле даже одна цитата, из многих приведенных сегодня, способна перевернуть сознание современного молодого человека. Один жизненный пример из множества приведенных сегодня может показать, что Россия — это не «проклятая страна», а великая держава, способная рождать личностей, умеющих перевернуть мир, умеющих поднять народ, уже практически лишенный будущего, на великие дела и на многовековую мирную и достойную жизнь.
Сегодня много было сказано о людях Церкви, которые носят рясы, монашеские клобуки, священническое облачение, но нужно еще и еще раз уяснить для себя и постоянно доносить до всех, что Церковь — это не только священнослужители и монашествующие. Это огромное количество мирян, которые сегодня Богом призываются к гражданскому действию! Историей призываются, страной нашей призываются к тому, чтобы быть христианами не только в храме, но и за его пределами.
В Церкви есть различение служений. Одно служение у епископа, который должен собирать под своими крыльями (не случайно он стоит на коврике, изображающем орла) разных людей в мире и любви. Люди эти могут принадлежать к разным поколениям и даже разным культурам в современной России, иметь разные политические убеждения, по-разному видеть будущее страны. А епископ их всех должен собрать под свои духовные крылья.
У священника — особая, пастырская роль: утешение, назидание, обличение зла, наставление в правде. Это не значит, что священник должен все время говорить общими словами, бояться сказать правду, уходить от острых вопросов, не реагировать на вызовы, которые бросают ему мир и князь мира сего. Но именно особая пастырская роль, упомянутая выше, известна в нашей культуре как образ пастырства.
Служение монашествующих — молитва за мир, откровение истины запутавшимся в современной действительности людям. Откровения этого иногда ждут по многу десятилетий, и приезжают в монастырь, вдруг поняв, что жили неправильно, и под влиянием опытного духовника вдруг решают разом переменить жизнь.
Наконец, особое служение есть у мирян. Это как раз служение гражданского действия. Потрясающе сегодня сказал Владимир Ильич Большаков о том, что нам требуется новое ополчение. Не нужно воспринимать это как милитаристский призыв. Но очень востребовано сегодня мирное ополчение православных мирян — духовное, интеллектуальное, культурное, информационное. Не размахивающее мечами, не пугающее никого, но проявляющее мудрую, добрую, непреклонную, волевую силу нашего народа к возрождению, к самостоятельности, к тому, чтобы молиться, думать и действовать.
Сегодня наши миряне могут и должны участвовать в управлении государством, и никто не имеет права лишать их такой возможности. Нужно с мудрой силой и с мирным воинствованием присутствовать в сферах СМИ, экономики, культуры, в сфере борьбы за общественную нравственность, которая всегда должна быть свойственна православным христианам.
Нас не погладят за это по головке, нас постоянно будут пытаться принудить к тому, чтобы мы ушли из общественного поля. Нам будут пытаться говорить в том духе, в каком говорили изменники-бояре со Патриарху Гермогену: «Почто вмешиваешься в дела мирския, а твое де дело за Церковью смотрети». Интересно, что подобная фраза была повторена одним из кандидатов в президенты некоторое время назад. И нас, наверное, еще не раз будут искушать, так же как искушали все последние месяцы, как искушали бояре священномученика Гермогена. Нам будут пытаться подсказывать: «Не акцентируйте некоторые слова Христа, не акцентируйте грозные предостережения Евангелия о том, что будет с грешниками, не храните больше православную традицию, которая предполагает мощное присутствие в земной реальности храма Божия и Церкви Его как Его Тела»! Нам будут говорить: «Не пытайтесь даже думать о том, чтобы применять законы Царствия Божия в жизни этого общества и устроить его жизнь на тех нравственных основах, на которых Царствие Божие стоит». Нам будут предлагать отказаться то от торжественного убранства храмов и достойных резиденций епископов, то от активной позиции в отношении абортов, гомосексуализма, наркомании, алкоголизма, коррупции, разных нововведений типа ювенальной юстиции, которая чревата потерей русскими людьми преемственной системы воспитания. Нам будут постоянно говорить: «Не высовывайтесь, молчите! Не произносите неудобных и неприятных вещей, в том числе тех, которые сказаны Христом в Евангелии. Оставьте от Евангелия только то, что созвучно секулярному гуманизму, оставьте от Православия только музейные ценности, оставьте от нравственной проповеди Церкви только ни к чему не обязывающие общие слова».
Если мы на это согласимся, пойдем на уступки шантажу, угрозам, окрикам, которые сегодня звучат, — то грош нам цена! И новое смутное время будет не за горами. Нам нужно научиться единству молитвы, слова и действия. И нам пора быть мирным духовным ополчением, чувствующим свою ответственность за исход той духовной брани, что сегодня ведется врагом рода человеческого и его слугами.
Святой священномученик Гермоген да будет нам в том всегда примером, так же как и все его сподвижники, его предшественники и последователи. В условиях, когда все, казалось бы, было потеряно, они воссоединили народ, дали ему духовный идеал, цели для гражданского действия. Они превратили толпу в ополчение, имеющее свою волю, озаренную верой. Да будет так всегда в истории России, и да сможем мы всегда побеждать любые смуты, распри, неверие, любое расслабление духовное. Я уверен, что так и будет, потому что за нас молят Бога такие святые, как Патриарх Гермоген!