Воссоздание Царских врат храма Спас-на-Крови станет еще одним достижением петербургских художников. По масштабу и сложности проект сравнивают с восстановлением Янтарной комнаты в Царском Селе.
Царские врата храма Спас-на-Крови были украшены серебряными окладами, но после революции все это украли. Остался только каркас и одна черно-белая фотография. С ней и работали художники Виктор Никольский и Лариса Соломникова.
Чтобы понять, как в точности выглядели Царские врата, мастерам понадобилось 10 лет тщательных исследований. Краткое описание гласило — «серебро на металлическом каркасе с эмалевыми украшениями по золотому фону». В распоряжении был лишь черно-белый снимок 1907 года и литография художника Карелина. Все изображения пришлось увеличить в десятки раз.
Художник по эмали Лариса Соломникова займется восстановлением эмалевой росписи царских врат. Она едва ли не единственный человек на планете, кто работает в старинной технике — эмалевой живописи. Ее использовали XI веке. Специально сваренное стекло растирается в порошок. Наносится на основу из драгоценного металла и обжигается в муфельной печи. Так создавали знаменитые лиможские эмали.
По словам Л. Соломниковой, эмаль в ювелирном искусстве — это была имитация драгоценных камней, оклады Библии украшались рельефными эмалями.
Точно так же были расписаны врата Спаса-на-Крови. В конце XIX века византийское искусство вошло в моду. Это и определило технику убранства — эмаль и смальта. Храм на месте убийства Александра II украсили семь с половиной тысяч квадратных метров мозаики.
Серебро и эмалевые росписи похитили после революции. Все что осталось от ювелирного изделия — стальная основа. Проржавелый каркас отреставрировали. И сейчас художники готовы приступить к созданию цветочного рельефа и шести икон в серебряных окладах.
По предварительным данным на выполнение работ мастерам понадобиться пять лет.
Новотека.ru/Седмица.ru/Патриархия.ru