Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Практические вопросы применения закона об имуществе религиозного назначения

Версия для печати
20 июня 2012 г. 14:03

Статья руководителя Юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) опубликована в июньском номере «Журнала Московской Патриархии» за 2012 год.

В настоящее время приняты все подзаконные акты, необходимые для реализации Федерального закона № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Последним было принято постановление Правительства Российской Федерации № 1226 от 30 декабря 2011 года, которое определяет порядок формирования плана передачи религиозным организациям имущества, закрепленного за федеральными органами.

В число принятых подзаконных актов входит, прежде всего, постановление правительства РФ от 21 апреля 2011 № 300 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года № 490 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации». Этим постановлением были внесены поправки в постановление Правительства РФ от 30.06.2011 года № 490. В новой редакции данное постановление касается только находящихся в федеральной собственности предметов внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметов, предназначенных для богослужебных и иных религиозных целей, отнесенных к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда РФ либо документам Архивного фонда РФ. Таким образом, новая редакция акта не распространяется на недвижимое имущество религиозного назначения.

Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться этим постановлением при передаче в безвозмездное пользование религиозных организаций находящегося в государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, и документам Архивного фонда РФ (п. 2 новой редакции постановления № 490).

Следует отметить, что в Положении не устанавливаются основания для отказа о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям. Вместе с тем п. 13 Положения дополнен нормой, в соответствии с которой в случае наличия разногласий при рассмотрении обращения религиозной организации они рассматриваются специальной комиссией, «включающей в том числе представителей заинтересованных религиозных организаций, порядок создания и деятельности которой устанавливается Министерством культуры Российской Федерации».

В п. 11 новой редакции Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 года № 490, включена норма, согласно которой «несоответствие режимов хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документов Архивного фонда РФ требованиям, установленным законодательством РФ, является основанием для досрочного расторжения заключенного с религиозной организацией договора» о передаче данных предметов.

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2011 года № 324 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определяет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на решение вопроса о передаче религиозным организациям [недвижимого] имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Федеральные уполномоченные органы:

1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о передаче религиозным организациям федерального имущества.

2. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о передаче религиозным организациям федерального имущества, если управление и распоряжение таким имуществом осуществляются Вооруженными силами РФ или такое имущество является имуществом подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

3. Управление делами Президента РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о передаче религиозным организациям федерального имущества в случае, если такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента РФ, а также на принятие решений в отношении имущества казны РФ, управление и распоряжение которым возложены на Управление делами Президента РФ.

Следует подчеркнуть, что Министерство культуры РФ и Правительство РФ не отнесены к федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на передачу федерального имущества религиозного назначения.

Что касается имущества, находящегося в региональной или муниципальной собственности, то его должны передавать религиозным организациям органы, уполномоченные нормативными правовыми актами соответственно субъектов РФ или муниципальных образований.

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2011 года № 325 «О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 209 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 325») определяет перечень документов, которые должны прилагаться к заявлениям религиозных организаций о передаче им имущества религиозного назначения.

В перечень включены следующие документы:

1. Копия устава религиозной организации.

2. Документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества.

3. Копия устава руководящего органа (центра) религиозной организации.

4. Квитанция об отправке либо копия расписки в получении копии заявления в адрес государственного или муниципального унитарного предприятия, либо государственного или муниципального учреждения, либо третьего лица, если на момент подачи заявления соответствующее имущество принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо третьим лицам на ином праве.

5. Проект охранного обязательства пользователя, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).

6. Проект охранного обязательства собственника, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).

Копии документов, предусмотренные пунктами 1 и 3 перечня, могут быть нотариально удостоверены. Копии таких документов, не удостоверенные нотариусом, представляются религиозной организацией с предъявлением оригиналов документов.

Помимо вышеуказанных документов, религиозная организация вправе (но не обязана) приложить в заявлению о передаче имущества религиозного назначения также следующие документы:

1. Копию документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

2. Копию документа, подтверждающего факт внесения записи о нем в ЕГРЮЛ.

3. Архивную справку, содержащую, в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения).

4. Справку федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия, об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого имущества), а также справку о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду.

5. Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.

В случае если религиозная организация при подаче заявления не представила данные документы по собственной инициативе, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти запрашивает эти документы (содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в иных государственных органах или органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, которые участвуют в предоставлении государственных или муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами и в распоряжении которых такие документы находятся (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 года № 209 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 325»).

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 325 предусматривает специальный (сокращенный) перечень документов для случая передачи в собственность религиозной организации имущества, находящегося на праве безвозмездного пользования у этой организации либо у религиозной организации, входящей в ее структуру. В этом случае к документам, обосновывающим право религиозной организации на получение государственного или муниципального имущества религиозного назначения, относятся:

1. Документы, подлежащие обязательному предоставлению религиозной организацией (копия устава религиозной организации; документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества; копия устава руководящего органа (центра) религиозной организации; проект охранного обязательства собственника, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).

2. Документы, которые религиозная организация вправе (а не обязана) приложить к заявлению о передаче имущества религиозного назначения: копия документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в ЕГРЮЛ; копия решения органа, уполномоченного на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, о передаче имущества в безвозмездное пользование (например, копия распоряжения Росимущества о передаче имущества в безвозмездное пользование религиозной организации).

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 325 устанавливает порядок выдачи религиозным организациям следующих документов:

— проектов охранных обязательств пользователя (собственника);

— архивных справок;

— справок об отнесении имущества к объектам культурного наследия (для недвижимого имущества), а также справки о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду.

Такие документы выдаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, в 90-дневный срок со дня поступления запроса религиозной организации об их выдаче в связи с необходимостью направления в уполномоченный орган. Следует отметить, что до принятия Закона о передаче имущества религиозного назначения такое требование не было установлено. Поэтому на практике органы, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, затягивали выдачу запрошенных религиозными организациями документов.

Предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 325 перечень документов является единым для заявлений о передаче как федерального имущества, так и имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Важно отметить, что данный перечень документов является закрытым (исчерпывающим). Поэтому уполномоченный орган не вправе требовать от религиозной организации предоставления дополнительных, не включенных в перечень, документов (например, кадастровых паспортов зданий).

Необходимо иметь в виду, что, в отличие от прежнего перечня документов, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 года № 490 (в редакции постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 219), новый перечень не предусматривает такого документа, как согласие (несогласие) на передачу религиозной организации имущества со стороны государственного или муниципального унитарного предприятия, либо государственного или муниципального учреждения, либо иного третьего лица, правами которого обременено имущество. При обременении имущества правами третьих лиц религиозная организация должна направить в адрес третьих лиц копию заявления о передаче имущества и предоставить в уполномоченный орган квитанцию об отправке либо копию расписки в получении данной копии (п. 4 перечня документов). В отличие от ранее действовавших правил, к заявлению о передаче объекта культурного наследия теперь не следует прилагать такие документы, как акт о техническом состоянии объекта культурного наследия или заключение органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о возможности передачи объекта в собственность или пользование религиозной организации.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 июля 2011 года № 355 утверждена примерная форма решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения. Также утверждается примерная форма договора пользования подобным имуществом.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 июля 2011 года № 356 утверждает примерную форму решения о передаче религиозной организации находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, которое является имуществом религиозного назначения. Также этим приказом утверждена примерная форма договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 года № 678 установлен порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче им в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения. Согласно утвержденному актом правительства РФ Положению, комиссия рассматривает вопросы о передаче федерального имущества. Комиссия создается на постоянной основе Министерством экономического развития РФ. Руководство комиссией осуществляет представитель Минэкономразвития РФ. В состав комиссии входят представители Министерства обороны, Министерства культуры, Управления делами Президента РФ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций и специалисты в области религиоведения, культурологии, права и других областях. В состав комиссии при необходимости могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти.

В задачи комиссии входит урегулирование разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, а также рассмотрение заявлений физических и юридических лиц о возможных нарушениях их прав и (или) законных интересов в связи с принятием решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения либо действиями (бездействием) уполномоченного органа в связи с рассмотрением заявления религиозной организации.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1226 определяет порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. План формируется уполномоченными федеральными органами (Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Министерством обороны РФ и Управлением делами Президента РФ) по решению Правительства РФ.

Принятием данного постановления была завершена работа по подготовке нормативных правовых актов Правительства РФ, предусмотренных законом о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Упростилось оформление права собственности на дома причта. Как изменения в федеральном законодательстве отразятся на религиозных организациях России

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Поправки в Закон о передаче имущества: расширен перечень передаваемых объектов

Комментарий Правового управления Московской Патриархии в связи с судебным разбирательством о возвращении Церкви помещений, занимаемых редакцией журнала «Новый мир»

Об общественном контроле за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия

О госпошлине за регистрацию прав на недвижимость

Исключение проектов охранных обязательств из перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения

Можно ли избежать оплаты государственной пошлины за регистрацию договоров безвозмездного пользования объектами культурного наследия? Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Заявление Санкт-Петербургской епархии в связи с вопросом о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви