В связи с поступлением обращений в адрес Русской Православной Церкви по поводу очередного Съезда лидеров мировых и традиционных религий председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил ряду авторов упомянутых обращений ответ, текст которого приводится ниже.
В адрес Священноначалия Русской Православной Церкви поступили коллективные и индивидуальные обращения людей в связи с IV Съездом лидеров мировых и традиционных религий в Астане, проходившим 30-31 мая 2012 года. В ответ на эти обращения хотел бы сообщить следующее.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25:31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть «солью земли» и «светом миру»» (I, 2).
В докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Многие вызовы современности, связанные с процессами глобализации, ростом экстремизма и терроризма, состоянием окружающей среды, требуют совместного ответа народов, который может быть найден в том числе через межрелигиозный диалог. Наша Церковь активно в нем участвует».
В то же время, отметил Святейший Патриарх, для православного сознания очевидно, что стремление размыть границы между религиозными системами есть зло не только в контексте догматических истин, но и в контексте социальной стабильности. «Лишать людей традиции, игнорируя их волю, ― сказал Его Святейшество, ― значит порождать невежество, радикализм, конфликты. Участвуя в межрелигиозном диалоге, мы не отказываемся от православного представления об истине и не тратим время на доктринальные споры, но работаем ради мирной совместной жизни народов, которые ждут от нас именно такой работы. <…> Мы убеждены, что основой его должны быть не "смешение вер", не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга».
По словам Его Святейшества, Русская Православная Церковь «видит, что христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, верующие других традиционных религий могут вместе противостоять общественным порокам, вместе заботиться о достойной жизни людей, вместе преодолевать национальные и социальные конфликты, вместе отстаивать свои интересы перед лицом власти».
В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 50), говорится: «Важной стороной христианского свидетельства миру является межрелигиозный диалог, участие в котором нашей Церкви основано на православном представлении об истине, исключающее смешение или искусственное соединение различных религиозных традиций. Целью этого диалога является поиск ответа на общие для всех верующих людей вызовы современности, обеспечение мирной жизни и сотрудничества людей разных религий, национальностей и культур, совместное противостояние экстремизму и терроризму, равно как и попыткам вытеснения религиозного мировоззрения из жизни общества».
У православных христиан и у представителей нехристианских религий — во многом разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, различные традиции, отличающийся образ жизни. Однако нравственные представления традиционных религий во многом схожи, и это позволяет их лидерам сообща противостоять вызовам безнравственности, агрессивного безбожия, межнациональной, политической и социальной вражды. Участники межрелигиозного диалога неоднократно совместно осуждали терроризм, высказывались в поддержку традиционной семьи, выступали за возврат нравственности в жизнь общества, критиковали порочную политику некоторых средств массовой информации, отстаивали интересы религиозных общин в дискуссиях с государственной властью.
Делегации от Русской Православной Церкви и ранее участвовали в аналогичных съездах в Республике Казахстан, проводимых по инициативе Президента Н.А. Назарбаева. Хотелось бы отметить, что в итоговых документах съездов не делались синкретические заявления. В ходе этих форумов не проводились сомнительные обрядовые или ритуальные эксперименты, в которых бы участвовали православные представители.
В недавно прошедшем IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане участвовали Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Помимо этого, своих представителей направили Константинопольская, Грузинская, Румынская, Чешских земель и Словакии, Американская Православные Церкви.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на пленарном заседании съезда подчеркнул: «Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта — социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия "нравственность". <...> Атеистическая модель развития народов потерпела крах вместе с идеологиями ХХ века. История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, удалить и мораль, и удалить сердце. Если общество, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляется тотально "светским", если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией. <...> Сегодня мы, религиозные лидеры, призваны ясно говорить о пагубности попыток строить мир без Бога — мир господства страстей и эгоизма».
В ходе работы съезда было принято итоговое Обращение. В него, в том числе по инициативе представителей Русской Православной Церкви, включены следующие положения: «Мы считаем укрепление нравственно-духовной основы общества и возрождение традиционных семейных ценностей непременным условием устойчивого развития мира, ключом к познанию смысла и цели человеческого бытия. <…> Мы подтверждаем значимость формирования позитивных жизненных ориентиров наших молодых людей, укрепления фундамента их нравственности, духовного развития и прогресса через образование на всех уровнях. Современные молодые люди с ранних лет должны иметь право приобретать основательные знания о своей собственной религиозной традиции, так же как они учат родной язык, историю, культуру».
Господь да помогает всем чадам Русской Православной Церкви в добрых делах, совершаемых во славу Божию в духе христианского трезвения и богомудрого рассуждения, простирая объятия любви к ближним и дальним и одновременно храня непоколебимую верность единой истине Христовой.