Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Состояние византийского монастыря Пантократор, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вызывает тревогу турецких реставраторов

Версия для печати
8 мая 2007 г. 15:04

Монастырь Пантократор («Вседержитель»), расположенный в историческом районе Стамбула Зейрек, был построен по указу византийской императрицы Ирины в 1118-1136 годы. В настоящее время монастырский комплекс, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, крайне нуждается в проведении восстановительных работ, считают турецкие специалисты.

Профессор Зейнеп Ахунбай, вместе с сотрудниками отдела реставрации Стамбульского технического университета, обратилась в 1995 году в правительственные инстанции с предложением о начале процесса реставрации. Однако профессор и ее команда, начавшие работу по проекту, были вынуждены приступить к реставрации до завершения всех необходимых исследований и до подготовки окончательного проекта.

Как рассказывает госпожа Ахунбай, «нас попросили начать реставрацию с крыши, прежде чем мы могли завершить необходимые исследования. Таково было основное предложение муниципалитета, который в то время возглавлял Реджеп Тайип Эрдоган, и фирмы-подрядчика, выигравшей заявку на участие в работах. У нас не было другого выхода, кроме как начать с крыши. Мы не знали, что представляет собой здание; все, что мы могли сделать — это идти по следам, чтобы не сделать непоправимых ошибок».

«Научный подход не совпадал с подходом подрядчика, — отмечает профессор. — Правда, в реставрации крыши были свои плюсы, так как она протекала».

Примерно год спустя, в 1998 году, муниципалитет остановил работу команды профессора Ахунбай, заявив, что самостоятельно осуществит реставрацию. По словам ученого, работа была прекращена таким образом, что не была даже закрыта крыша исторического здания. В результате из-за пропускания воды возрос уровень влажности, и крыша покрылась 80-сантиметровыми растениями.

В 2001 году реставрационные работы все же возобновились, но затем были вновь остановлены — под предлогом, что они шли слишком медленно. Однако профессор указывает, что «работы по реставрации требуют времени. Невозможно начать и закончить их как строительство жилого дома. В противном случае можно причинить значительный вред исторической конструкции, сделав, под видом реставрации, скверную работу». Профессор считает, что политики и муниципальные власти в значительной степени несут ответственность за причиненный монастырскому комплексу ущерб.

Монастырь XII века остается в плачевном состоянии, сообщает Turkish Daily News. Уникальные мозаики из цветного камня, содержащие много ценных сведений о времени их создания, закрыты строительными лесами. Исторические деревянные постройки монастыря продолжают разрушаться. Рядом с монастырскими зданиями дети играют футбол, используя стены в качестве ворот. Свинцовые пластины на крыше были украдены.

Стамбул объявлен культурной столицей Европы 2010 года, так что работы по восстановлению осуществляются сейчас весьма быстро. Но будет ли архитектурный памятник защищен должным образом? Профессор Ахунбай, которая участвовала и в реставрационных работах в соборе Айя-София, говорит: «Нам не следует красить фасады с тем, чтобы город сиял в 2010 году. Чтобы защитить всемирное наследие, мы должны в первую очередь работать для самих себя, не ставя иных целей».

Профессор Ахунбай с горечью отмечает, что в Турции слово «реставрация» понимают как «обновление». «Такое восприятие ведет к исчезновению культурного наследия. Всякий раз, когда я слышу слово «реставрация», я вздрагиваю», — говорит она.

В частности, отмечает профессор, «все, что ты обнаруживаешь во время работы, нужно фиксировать и передавать другим. Исключительно важно, чтобы информация сохранялась для будущего, но в Турции такими сведениями не делятся».

На территории монастыря были погребены император Иоанн Комнин, царица Ирина и другие члены династии. Когда в XV столетии все три монастырских храма были обращены в мечеть, могилы были вынесены за пределы монастыря. Царица Елена была перезахоронена под платаном за стенами монастырского комплекса, а в XX веке ее могилу перенесли в собор Айя-София.

Мозаики в южном храме, используемом как мечеть, скрыты под строительными лесами. Если проект не будет закрыт, рассказывает профессор Ахунбай, то реставраторы намерены перенести мечеть в северный храм, а мозаики привести в нормальное состояние и открыть для посетителей.

Византийский монастырь, равно как и деревянные постройки, образующие уникальный ландшафт района Зейрек, находятся в частных руках. Предполагается, что исторические здания будут взяты под защиту при поддержке со стороны ЮНЕСКО.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Состоялось заседание Координационного совета по сотрудничеству между Белорусской Православной Церковью и Министерством культуры Республики Беларусь

Заместитель председателя Издательского Совета принял участие в награждении лауреатов конкурса «Лучшие издания по истории России и ее регионов»

Председатель Финансово-хозяйственного управления принял участие в презентации экспозиционно-просветительского пространства «Русский Логос» в Москве

В Москве пройдет финальный этап III Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов»

В Издательском Совете прошел круглый стол «100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России»

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

В Москве состоялись премьера фильма «Восхождение в Иерусалим» и открытие выставки о золотом веке русского паломничества на Святую Землю

Патриарший наместник Московской митрополии возглавил мероприятия актового дня Свято-Тихоновского университета

В Белграде состоялись торжества по случаю 100-летия Свято-Троицкого храма — Подворья Русской Православной Церкви

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому