Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений поздравил учащих и учащихся духовных учебных заведений с началом учебного года.
Сердечно поздравляю вас с началом нового учебного года! Уже много лет 1 сентября отмечается государством как праздник и в официальных документах именуется «День знаний». Для христианина это особо значимый день, поскольку предметом подлинного знания может являться только истина, а сердцевиной христианской веры является Господь Иисус Христос — Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:16). Познание истины заповедано нам Самим Господом как непременное условие нашего освобождения от рабства греху, непременное условие нашего спасения (Ин. 8:32).
«Безрассудно требование некоторых, чтоб результаты изучения христианства, его высокия и глубокия тайны были для них вполне ясны без всякаго изучения христианства! Хотите знать тайны христианства? — Изучите его», — писал свт. Игнатий Брянчанинов. Теоретическое изучение истин веры Христовой, изучение системное, необходимо всякому христианину. «Учение школьное, по букве, не только очень полезно, но и необходимо, как доставляющее точные и подробные познания о христианстве по учению Православной Церкви», — говорил тот же святой. Тем более это изучение необходимо тем, кто положил своей целью служение Богу, избрав своей деятельностью окормление стада Христова. Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви, имеющие глубокую и древнюю традицию, — предоставляют учащимся все необходимые условия для такого теоретического изучения.
Хочется особо отметить, что в настоящий момент система духовного образования находится в состоянии глубокого и разностороннего реформирования. Если предыдущую реформу можно было бы сравнить с косметическим ремонтом, то сегодняшний этап — значительно более глубокая модернизация всего здания. Меняется не только количество лет обучения и состав предметов. Меняется сам подход к сути обучения. Новая система образования предполагает не пассивное восприятие учащимся некой суммы знаний, но деятельное участие в процессе собственного обучения: самостоятельное изучение широкого круга литературы, влияние на траекторию своего образования, приобретение определенных компетенций, делающих выпускника способным к практическому применению полученных знаний. Эта коренная перестройка очень сложна и трудоемка как для учащихся, так и для преподавателей и сотрудников духовных школ. Требуется много труда от каждого участника учебного процесса для того, чтобы, сохранив суть преподаваемых знаний — неизменные основы христианской веры, трансформировать формы их преподавания в соответствии с потребностями времени таким образом, чтобы эта модернизация привела к подлинному повышению уровня духовного образования, а не к профанации и имитации реформирования. Хочется призвать всех участников учебного процесса: администрацию, преподавателей, студентов учебных заведений Русской Православной Церкви — быть не пассивными, но активными, деятельными, творческими участниками этого процесса реформирования, чтобы новая система стала плодом нашего общего делания на ниве духовного образования. Учебный комитет, в свою очередь, будет прилагать все усилия для поддержки процесса реформирования, в том числе посредством предоставления всем желающим как собственных учебно-методических разработок, так и лучших практик ведущих духовных учебных заведений.
Вместе с тем, нам всем следует помнить, что теоретическое изучение Христианства не может являться самоцелью, чем-то главным для христианина. В этом случае оно превращается в профанацию, в пустую философию по духу века сего, по стихиям мира, а не по Христу (см. Кол. 2:8). Святые Отцы уподобляют теоретическое изучение основ православной веры, веру от слуха, закладке основания здания, а изучение деятельное, опытное, веру от дел — возведению всего строения. «Здание не может быть воздвигнуто, если прежде не будет устроено основание, и устроение основания остается бесполезным трудом, если на основании не будет воздвигнуто здание». «От этих двух познаний возводится стяжавший их, возводится Самим Богом как засвидетельствовавший зависевшими от него и возможными ему свидетельствами искренность желания познать Бога, возводится к таинственному, существенному духовному познанию, всегда соединенному с живою верою», — говорит свт. Игнатий Брянчанинов.
Призываю всех учащих и учащихся к ревностному труду в деле познания веры Христовой и к деятельному соответствию жизни каждого этим знаниям с тем, чтобы в свое время прийти к опытному, духовному познанию Бога, в котором и заключается наше спасение.
С любовью о Господе
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений
Пресс-служба МДА/Патриархия.ru