18-21 мая состоялся II Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции», проходивший по благословению Святейшего Патриарха Алексия в Москве, Калуге и Оптиной пустыни. Председатель форума управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровской Климент выступил на открытии форума 18 мая в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Москва, 18 мая 2007 г., РАГС
Сердечно приветствую участников II Оптинского форума и передаю благословение с пожеланием успехов в работе от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Я также хотел бы всех поздравить с великим деянием, которое произошло вчера в праздник Вознесения Господня — установлением единства в нашей Русской Православной Церкви. В Храме Христа Спасителя подписанием «Акта о единстве» и совершением Божественной Литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Алексий, и ему сослужили епископат и клирики как РПЦ Московского Патриархата, так и Русской Православной Церкви Заграницей была перевернута еще одна трагическая страница нашей истории. Завершилось духовное разделение русского народа, происшедшее в результате октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны. Уже сейчас это событие можно назвать историческим, но оно еще подлежит осмыслению и осознанию обществом. Мы же должны благодарить Бога, что он дал нам увидеть этот день воссоединения и трудиться для полной реализации этого единства.
Сейчас, перейду к теме нашего форума. Касаясь духовного выбора российской интеллигенции обратимся к состоянию нашего общества, к той среде, в которой мы живем. Она (среда), можно сказать, нерелигиозная, материалистическая, а зачастую гедонистическая. Вопросы духовности занимают малую долю жизни человека, если он еще ими интересуется. Девиз нынешнего времени: «Бери от жизни все, не думай о последствиях». В душу русского человека вносится чуждая ему культура, порой несовместимая с православным мировоззрением. Последние полтора десятилетия много говорится о духовном возрождении, но сам процесс возрождения у большинства населения не дошел до глубины жизни, до возрождения души народа.
Естественно, что существовавшая идеология в прошлые десятилетия оказала большое воздействие на современную интеллигенцию. И сейчас она не однородна — кто-то увлекается восточной философией, кто-то — западной, а есть и такие, кто остался под влиянием советских взглядов. Человеку с советским прошлым не легко отказаться от стереотипов того мышления, особенно это, касается вопросов смысла жизни человека и его предназначения. Сейчас мы нередко встречаем человека верующего, в рассуждениях которого наличествуют материалистические принципы.
Слово «интеллигент», означает «понимающий, мыслящий, разумный». Интеллигент — это человек, стремящийся соединить в себе самые лучшие качества и восстановить в душе целостность мировоззрения, которую можно обрести, только имея веру в Бога. Причем такую веру, которая определяла бы его поступки. Интеллигентный человек ко всему относится с позиции веры, и она ему не мешает быть писателем, физиком, художником, врачом, музыкантом. Интеллигент стремится к сохранению и развитию национальной культуры, поддержанию общественной нравственности, содействует духовному просвещению. Он переживает за будущее своего народа, а будущее каждого народа зависит от его духовного и нравственного состояния.
Во все времена в России настоящая интеллигенция была по своей сути православной. В XIX веке интеллигенция так же в своем большинстве являлась православной, хотя и не была однородна: существовали разные кружки и течения, среди которых в равной степени выделялись и славянофильство, и западничество. XIX век это век выбора российского общества: вернуться к духовному наследию своих предков или следовать учениям несогласным, а то и противным Православию.
Существующее сейчас мнение о том, что до революции интеллигенция противостояла Церкви, - это результат идеологической пропаганды советского времени. Когда проводились в массы идеи коммунизма, то потребовалось показать его «исторический путь». И с помощью десятка имен была создана картина противостояния Церкви и интеллигенции. Причем, создавая свой «исторический путь», идеологи коммунизма не гнушались вписывать туда людей верующих, но которые, может быть, имели свое понимание некоторых вопросов веры, хотя при этом и оставались членами Церкви. И подтверждением этому является то, что после октябрьской революции тысячи лучших представителей интеллигенции вынуждены, были уехать со своей исторической родины, и десятки тысяч погибли в лагерях.
Конечно, нельзя отвергать, что среди интеллигенции были и такие, которые оппонировали Церкви. Причиной тому было непонимание предназначения и природы, Православной Церкви. Или это были люди, которым чужды были духовные традиции России. Их стремлением было сформировать безликий народ иванов, не помнящих родства, а поэтому и девиз у них был: «Разрушим все старое до основания». Но, тем не менее, всегда была часть интеллигенции, которая интересовалась вопросами духовной жизни и активно участвовала в жизни Церкви.
Особое влияние на жизнь многих людей того времени оказало монашество. Вспомним Оптину пустынь. На протяжении длительного времени она притягивала к себе людей науки и культуры, и жившие там умудренные жизненным и духовным опытом старцы всегда были открыты вопрошающим их. Поэтому там и сформировался своего рода центр диалога между старцами-монахами и интеллигенцией. Каждый желающий мог прийти в Оптину и узнать, что конкретно ему нужно делать, чтобы выправить свою жизнь на истинный путь. За столетие старчества в Оптиной побывали практически все видные представители русской интеллигенции. Причем очень многие из них не просто посещали монастырь, а были духовными чадами старцев. Надо ли говорить о значимости этого явления?
Николай Васильевич Гоголь буквально обрел в Оптиной пустыни «второе дыхание». Позже он писал, что сам он «черен, как уголь», и только такие места, как Оптина, могут «отбелить» его.
Особо следует отметить Ивана Васильевича Киреевского. Это был философ удивительной глубины мысли, который стоял у истоков оптинского книгоиздания, оказавшего огромное влияние на русскую философскую мысль. Он старался донести истины Православия, до своих современников содействуя изданию переводов с греческого языка писаний древних отцов Церкви. Оптина Пустынь поразительно своевременно возникла в истории России, встав щитом на пути нашествия западной идеологии.
К сожалению, необходимо признать, что тенденции разрушения и неверия возобладали. Революционная трагедия, явилась в каком-то смысле закономерным следствием того духовного кризиса высшего общества, который развивался на протяжении нескольких столетий.
Но и в советское время в московских храмах можно было увидеть представителей интеллигенции, многие из них пели в церковных хорах, совмещая это с работой в театрах. Верующими людьми были, например, философ Алексей Лосев, филолог Дмитрий Лихачев, поэт Борис Пастернак, певец Иван Козловский, ученый Иван Павлов. К старцу отцу Павлу Груздеву, который жил недалеко от Академгородка в Борках, обращались многие его жители - ученые, например, С. Кузнецов, членкор Академии Наук, микробиолог. У него исповедовались академики И. Курчатов, М. Келдыш и Л. Арцимович. Против Церкви боролась же именно советская, излишне идеологизированная интеллигенция.
В 60-70-е годы именно интеллигенция выступила в защиту духовных ценностей и Церкви. В связи с этим можно назвать, например, писателя Владимира Солоухина и художника Илью Глазунова. Среди ныне живущих — прекрасный прозаик Валентин Распутин.
Сегодня, когда происходит духовное возрождение в России, мы наблюдаем, что все больше представителей интеллигенции приезжают в монастыри, чтобы лучше познакомиться с наследием Православной Церкви, восстановить разрушенную в советские годы связь со своими духовными корнями, чтобы духовно укрепиться, утвердиться в добре и истине. Ведь монашество — это уход не от мира человеческого, а от мира греха. Сегодня, как и в древние времена, монахи стремятся уйти от мирской суеты, продолжая помогать тем, кто остался вне стен монастыря. Наши предки дали довольно глубокое определение человека, который уходит в монастырь — инок. Оно происходит от слова «иной», то есть по-иному, с духовной позиции воспринимающий жизнь человека. Иноки имеют возможность как бы со стороны взглянуть на то, что происходит вокруг и сориентировать человека в этом духовно-культурном и нравственном брожении, охватившем мир, помочь отличить добро от зла и избрать путь добра.
В монашеской среде всегда были высокообразованные люди. Примером тому могут служить святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан (Затворник), философ Константин Леонтьев (в монашестве Климент), архимандрит Леонид (Кавелин), архимандрит Агапит (Беловидов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Святейший Патриарх Алексий (Симанский). Мы видим, что интеллигенция всегда находила в монашестве путь служения обществу.
Особенностью же современных монастырей является то, что большинство их насельников и насельниц — люди, которые выросли в городах, обучались в современных школах, знают современную культуру, имеют высшее образование.
Сегодняшнее российское общество, без сомнения, устремлено к Православию. И хотя многовековая православная культура нашей страны была почти вытравлена из его жизни, тем не менее, люди обращаются к Богу. И не следует забывать, что важнейшими проводниками просвещения в любом обществе служит интеллигенция. От того, какими настроениями будет проникнуто сознание представителей интеллигенции XXI века, напрямую зависит ход исторического, культурного и государственного развития России.
Возрождение нашей страны невозможно без обращения к культурному и духовному наследию, которыми так богата Православная Церковь. От духовного выбора интеллигенции и всего общества в целом зависит будущее России, ее безопасность и жизнь будущих поколений. Православие — это сила духа, сила Божия, и человеку надо только дать ей действовать в своей душе. И в этом, без сомнения, поможет обращение к советам и наследию святых отцов, нашей Церкви, которые на протяжении всей нашей истории являлись духовным ориентиром для православной интеллигенции.